ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 11 августа 2011 г. N 33-4015/2011

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 г. N 33-4015/2011

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Т.А.

судей Ильичевой Т.В., Насиковской А.А.

при секретаре П.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2011 года, которым удовлетворено заявление С.М. об оспаривании решения Гатчинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от 29 ноября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения представителя заявителя С.М. - С.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

 

установила:

 

С.М. обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области об отказе в осуществлении учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного по адресу: .

В обоснование исковых требований указала, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1500 кв. м, кадастровый номер , расположенный по адресу: .

При проведении кадастровых работ и определении границ земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, фактическая площадь земельного участка составила 1765 кв. м. Заявителю было отказано в осуществлении учета изменений площади земельного участка, поскольку площадь участка, определенная с учетом кадастровых работ более чем на 10% превышает площадь, указанную в свидетельстве о праве собственности.

Представитель заявителя в суде первой инстанции настаивал на удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований.

Решением Гатчинского городского суда от 28 июня 2011 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов указал, что суд неправильно применил нормы материального права. В удовлетворении требований заявителя в силу ст. 27 п. 5 подпункта 1 ФЗ в государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка должно быть отказано в случае, если в результате такого кадастрового учета площадь этого земельного участка, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади. Площадь уточненного земельного участка заявителя превышает на величину более чем 10% площади, сведения о которой содержатся в кадастре недвижимости. Решением Совета депутатов МО Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 22.03.2007 N 13 утверждены предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поэтому данные нормы предоставления в данном случае применяться не могут.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским судам Ленинградской области приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ним" установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество.

В силу п. 1 4. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Как следует из материалов дела, С.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: , право собственности возникло на основании договора дарения от /л.д. 34, 35/, земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером /л.д. 36/.

Из межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнение местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , следует, что площадь земельного участка составляет 1765 кв. м /л.д. 37 - 41/.

Площадь земельного участка с кадастровым номером , по адресу: , в результате кадастровых работ увеличилась на 265 кв. м /1765 кв. м - 1500 кв. м/.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленных решением Совета депутатов МО "Рождественское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 22.03.2007 года N 13 предельных минимальных размеров земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства 1000 кв. м.

Судебная коллегия полагает, что с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.

Решением Управления Росреестра по Ленинградской области N от С.М. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с тем, что площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером (1500 кв. м) больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10% /л.д. 33/.

Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку разница между площадью участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, и площадью, указанной после уточнения его границ превышает 10%, при этом на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области отсутствует нормативный акт об установлении предельного минимального размера земельного участка, соответственно Управлению Росреестра по Ленинградской области надлежало руководствоваться размерами земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, и величиной площади его увеличения, в связи с чем отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости был обоснованным.

Судебная коллегия также учитывает, что нормы о предельных размерах земельных участков содержатся в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Совета депутатов Рождественского сельского поселения муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области от 22.03.2007 года N 13 утверждены ранее действующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, законом Ленинградской области N 83-оз от 29.10.2003 года "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" также установлены (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам.

Земельный участок С.М. ранее не предоставлялся, был приобретен ею по договору дарения от .

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, если уточненная площадь земельного участка не превышает десяти процентов, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, то новый земельный участок не формируется и новый кадастровый номер ему не присваивается, а уточнение границ и площади земельного участка осуществляется путем внесения органом кадастрового учета изменений в сведения о его площади в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку в данном случае разница между фактической площадью участка, занимаемого С.М., и площадью, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости относительно этого участка, превышает 10%, нормы предельных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения в смысле пп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области не установлены, то действия по осуществлению кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка заинтересованным лицом не могли быть произведены, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных С.М. требований отсутствуют.

Таким образом, указанная норма права предусматривает строго определенные основания для регистрации права собственности на земельный участок, к которым относится договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, в данном случае договор дарения земельного участка от и свидетельство о праве собственности на земельный участок, в соответствии с которыми заявителю на праве собственности принадлежит только 1500 кв. м. Сведения о принадлежности заявителю 265 кв. м в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для регистрации права собственности на земельный участок площадью свыше 1500 кв. м.

Доводы о том, что фактически используемая заявителем площадь участка не превышает размер площади, определенной правоустанавливающим документом, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не исключает того, что из указанной части земельного участка, с учетом того, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, может быть сформирован как самостоятельный объект недвижимого имущества с иным целевым назначением.

Сама по себе постановка земельного участка на кадастровый учет не свидетельствует о наличии безусловного права собственности заявителя на часть участка, площадь которого превышает площадь, определенную правоустанавливающими документами.

Поскольку сведения о площади земельного участка, указанные в межевом деле, не соответствуют сведениям, указанным в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, регистрационный орган обоснованно отказал в регистрации права собственности С.М.

Оснований для признания указанного решения недействительным судебная коллегия не усматривает.

Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, кассационная инстанция полномочна, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе С.М. в удовлетворении требований.

При этом С.М. не лишена права ставить вопрос о признании за ней права на приобретение земельного участка площадью свыше 1500 кв. м в собственность посредством обращения в органы местного либо, в случае наличия спора о праве, в порядке искового производства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 июня 2011 года отменить.

В удовлетворении требований С.М. о признании недействительным решения Гатчинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от - отказать.