ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


РЕШЕНИЕ от 10 июня 2009 г. по делу N 3-78/2009

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2009 г. по делу N 3-78/2009

 

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Бобковой Г.Г.

при секретаре Б.Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.В.В. о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия пункта 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 19 марта 2009 года) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в части,

 

установил:

 

Б.В.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия (29 декабря 2007 года) Постановления Правительства Ленинградской области N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка площадью 33 905 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Павлово, ул.Набережная р.Мга N 1а, кадастровый номер 47:16:03-35-007:0004.

В заявлении, представленном 8 июня 2009 года в судебном заседании, Б.В.В. просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия (29 декабря 2007 года) пункт 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка площадью 33905 кв.м по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Павлово, ул.Набережная р.Мга, N 1а, кадастровый номер 47:16:03-35-007:0004.

В обоснование требования указано, что оспариваемым постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, но в качестве приложения опубликованы в официальном издании лишь средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов. По мнению заявителя, нарушен порядок утверждения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка нормативным правовым актом, затрагивающим права и обязанности гражданина.

Заявитель полагает, что внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости с нарушением требований закона влечет недостоверность информации, что нарушает его право, предусмотренное статьями 7, 14 и 16 Федерального закона "О Государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ.

Произвольное определение кадастровой стоимости земельного участка, без соблюдения установленной процедуры (пункты 3 и 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель), привело к нарушению права заявителя на уплату законно установленного налога.

В судебное заседание Б.В.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя - В.В.И. просит заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Представитель считает, что обжалуемым постановлением согласно части 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, подлежали утверждению не средние значения удельных показателей, а кадастровая стоимость конкретных земельных участков. Представитель также отмечает, что в приложении отсутствуют данные о кадастровой стоимости земельных участков. Считает, что кадастровая стоимость утверждена данным постановлением, но сведения о кадастровой стоимости земельных участков не опубликованы. По существу, нормативный правовой акт является неопределенным, неясным. Просит признать противоречащим закону и недействующим пункт 1 обжалуемого Постановления только в той части, которая указана в заявлении, представленном в судебное заседание 8 июня 2009 года.

В письменном возражении представитель Правительства Ленинградской области Н.Н.Я. просит отказать в удовлетворении заявления, считает, что Постановление в действующей редакции принято в пределах предоставленных Правительству полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Н.Н.Я. просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в возражениях. Отмечает, что постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в виде средних показателей; данным постановлением не утверждалась кадастровая стоимость земельных участков. Эти показатели используются для расчетов кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка согласно Приказу Минэкономразвития от 12.08.2006г. N 222. Правительством утверждены те документы, которые были представлены Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области. В 2009 году не производилась новая кадастровая оценка земельных участков, а были внесены изменения, произведена переоценка из-за жалоб налогоплательщиков. Правильность расчетов проверяла Роснедвижимость. По существу, заявителем оспаривается нормативный правовой акт в недействующей, несуществующей части.

Участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г. просит отказать в удовлетворении заявления, считает, что обжалуемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры; заявитель, по существу, оспаривает акт в несуществующей части. Данный акт не нарушает права заявителя.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Б.В.В. - В.В.И., представителя Правительства Ленинградской области Я.Н.Н., заключение участвующего в деле прокурора Бобкову Г.Г., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, заслушав заключение специалиста - представителя Управления Роснедвижимости по Ленинградской области А.Б.Б., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).

29 декабря 2007 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области", пунктом 1 которого предусмотрено: утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно Приложению.

В Приложении к данному постановлению находится: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области руб./кв.м, Таблица - перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб/кв.м. (по кадастровым кварталам).

Согласно Таблице среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 47:16:03-35-007 г.п.Павлово по 7 виду разрешенного использования составляло 4 958,83.

Постановление Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007г. опубликовано в официальном издании Ленинградской области - "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 97 от 29.12.2007г.

Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года внесены изменения в названное выше постановление с изложением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Действие настоящего Постановления распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 года. К названному Постановлению приложены: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в размере муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, руб/кв.м., Таблица - Перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб./кв.м.(по кадастровым кварталам).

В последней таблице отражено, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала N 47:16:03-35-007 в г.п. Павлово по 7 виду разрешенного использования составляет 581,67.

Постановление Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года опубликовано в официальном издании Ленинградской области - "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 16 от 20.04.2009г. и в "Вестях" N 73, 75, 78 от 22.04.2009г., от 24.04.2009г., от 29.04.2009г.

Пунктом 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно Приложению.

В Приложении действующей редакции названного Постановления содержатся: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, руб./кв.м., Таблица - Перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб/кв.м. (по кадастровым кварталам населенных пунктов).

В последней Таблице указано, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 47:16:03-35-007 по г.п.Павлово по 7 виду разрешенного использования составляет 581,67.

Постановление Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2007г.) действует в настоящее время.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001г. N 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 4). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития N 39 от 15 февраля 2007 года утверждены Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, установившие порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.

Приказом Минэкономразвития РФ N 215 от 28 июня 2007 года утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", установивший последовательность и сроки осуществления административных процедур, порядок взаимодействиями между органами при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В Пункте 9.9 указанного Административного регламента предусмотрено, что Управление Роснедвижимости по субъекту РФ после выполнения предусмотренных регламентом процедур представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Пунктом 10 Административного регламента определено, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно части 3 статьи 3, статьи 39 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом исполнительной власти Ленинградской области, входит в систему органов исполнительной власти Ленинградской области и принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.

Согласно свидетельству о регистрации права от 11 июня 2004 года Б.В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Павлово, ул.Набережная р.Мги N 1а с кадастровым номером 47:16:03-35-007:0004. В названном свидетельстве и в кадастровом плане участка от 28.05.2004г. указано, что участок имеет площадь 33 905 кв.м, относится к землям поселений с разрешенным видом использования - для эксплуатации зданий (школы с пристройками, швейной мастерской с пристройками, амбара, склада хозяйственного, овощехранилища, гаража, котельной, курятником).

Из ответа Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 6.03.2009г. следует, что кадастровая стоимость названного участка на 2006 года составляла 1 281 948 руб. В настоящее время кадастровая стоимость участка составляет 168 129 131.15 руб.

Установлено, что земельный участок Б.В.В. относится к 7 виду разрешенного использования и входит в кадастровый квартал 47:16:03-35-007.

Участвующий в деле в качестве специалиста представитель Управления Роснедвижимости по Ленинградской области Б.А.Б. представила суду устные и письменные консультации, разъяснив, что Постановлением Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земли (в виде утверждения соответствующих показателей согласно статье 66 Земельного кодекса РФ) с соблюдением установленной процедуры. По инициативе КУГИ Ленинградской области (из-за многочисленных обращений граждан) Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009г. внесены изменения в названное выше Постановление в части изменения оценки государственной кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к 7 виду разрешенного использования (7 ВРИ). Новой государственной кадастровой оценки земель по 7 ВРИ в 2008 году не производилось; в 2007 г. производился расчет по одной модели (в результате стоимость участков оказалась завышенной), а в 2008 г. расчет также производился по ценам 2007 года, но по иной модели (в результате стоимость участков оказалась заниженной). Роснедвижимость согласовало оба расчета.

Конечным результатом государственной кадастровой оценки земель является кадастровая стоимость земельных участков. Однако довод заявителя о том, что в виде результата государственной кадастровой оценки земель подлежит утверждению только кадастровая стоимость участка, неправилен.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минэкономразвития N 39, утвердивший Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, издан 15.02.2007, а не 16.02.2007.

 

В ответе и.о. руководителя Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 4.06.2009г. отмечено, что в 2009 году Управлением проводилась проверка результатов оценки земельных участков по 7 ВРИ на соответствие Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 16.02.2007г. N 39. По мнению же представителя Управления Роснедвижимости по Ленинградской области Б.А.Б. обжалуемым Постановлением в действующей редакции утверждены показатели для расчетов кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка согласно Приказу Минэкономразвития от 12.08.2006г. N 222. Государственная кадастровая оценка земель в 2007 году проводилась на основании статистического анализа рыночных цен, о чем свидетельствуют представленные документы.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минэкономразвития N 39, утвердивший Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, издан 15.02.2007, а не 15.2007.

 

Из анализа оспариваемого нормативного правового акта следует, что Постановлением Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области в виде утверждения: 1.средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов в размере муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области 2.средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам в населенных пунктах Ленинградской области, что не противоречит статье 66 Земельного кодекса РФ, нормам Постановления Правительства РФ N 316 от 8 апреля 2000 года, положениям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Минэкономразвития N 39 от 15.2007г. или нормам упомянутого выше Административного регламента.

Довод заявителя о том, что оспариваемым Постановлением в действующей редакции утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в виде кадастровой стоимости конкретных земельных участков не соответствует тексту оспариваемого нормативного правового акта.

Утверждение заявителя о том, что в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов оспариваемым постановлением подлежала утверждению именно кадастровая стоимость конкретного земельного участка (а не какие-либо усредненные показатели), в том числе, и кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, не основано на нормах федерального законодательства, приведенного выше.

Как следует из пункта 9.9 названного Административного регламента под результатами государственной кадастровой оценки земель надлежит понимать сведения о кадастровой стоимости земельных участков, а не кадастровую стоимость каждого конкретного земельного участка.

Правовая норма о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов подлежат утверждению только в виде утверждения кадастровой стоимости каждого земельного участка, в действующем федеральном законодательстве отсутствует.

Постановление Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009г.) в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 47:16:03-35-007 в г.п.Павлово по 7 виду разрешенного использования заявителем не оспаривается.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что заявителем, фактически оспаривается положение, которое отсутствует в оспариваемом нормативном правовом акте, что является достаточным основанием как для отклонения иных доводов заявителя, так и для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав представленные по делу доказательства, а именно: выписки из Отчета 2007 года, из Изменения к Отчету 2008 года, составленные ФГУП "ФКЦ "ЗЕМЛЯ", документы о согласовании расчетов с Роснедвижимостью в 2007 году и в 2008 году, государственные контракты с ФГУП "ФКЦ "ЗЕМЛЯ" от 16.07.2007г. и от 11.08.2008 г., суд также считает, что проведение расчетов в 2008 году с последующим их утверждением Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009г. и с внесением изменений в Постановление Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007г. не свидетельствует о том, что в 2008 году проведена новая кадастровая оценка земель в рамках Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8.04.2000г.

Проведение переоценки земель населенных пунктов Ленинградской области по 7 ВРИ в 2008 году по иной модели, чем в 2007 году, но исходя из цен 2007 года (о чем свидетельствуют представленные выписки из Отчета из Изменения к Отчету и не оспаривается участниками процесса) по методике, установленной определенными выше федеральными нормами не свидетельствует о том, что проведена новая кадастровая оценка земель, исходя из новых ценовых категорий 2008 года.

С учетом перечисленных доказательств суд не может признать правомерным и ссылку заявителя на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в действующей редакции не соответствует требованиям пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8.04.2000г.

В тоже время, суждение представителя Правительства Ленинградской области о том, что оспариваемое Постановление принято для расчетов кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка согласно Приказу Минэкономразвития от 12.08.2006г. N 222 не соответствуют ни тексту обжалуемого нормативного правового акта, в примечании к Таблице которого, в частности, имеется ссылка на Технические рекомендации, утвержденные приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007г., используемые для государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (а не для расчетов стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка), ни иным каким-либо представленным по делу доказательствам.

Аналогичная ссылка имеется в пояснительной записке к проекту областного закона 63-оз от 19.03.2009г.

В остальной части доводы заявителя и его представителя сводятся к неверному пониманию и толкованию норм федерального законодательства и положений оспариваемого нормативного правового акта.

С учетом изложенного утверждение заявителя о нарушении его прав при принятии оспариваемого Постановления, в том числе и о нарушение права на оплату земельного налога в надлежащем, установленном в соответствии с требованиями федерального законодательства размере, является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Б.В.В. о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия (29 декабря 2007г.) пункта 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" в части утверждении кадастровой стоимости земельного участка площадью 33 905 кв.м по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Павлово, ул.Набережная р.Мга, N 1а, кадастровый номер 47:16:03-35-007:0004, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

 

Судья

Е.Е.Морозкова

 

Решение в окончательно форме изготовлено 15 июня 2009 года.