Решение № 2А-126/2017 2А-126/2017~М-126/2017 М-126/2017 от 11 апреля 2017 г. по делу № 2А-126/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2017 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Браславцева С.В., при секретаре судебного заседания Степаненко Л.С., с участием административного истца, его представителя - Митрофанова В.М. и представителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» - Зотова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-126/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №00000 Гурова Г.В. об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 20 февраля 2017 г. № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма либо в собственность бесплатно,
Гуров Г.В. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным и необоснованным решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГКУ «Югрегионжилье») от 20 февраля 2017 г. № о снятии Гурова Г.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать ФГКУ «Югрегионжилье» отменить это решение и восстановить Гурова и членов его семьи с 18 января 2013 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, жилые помещения были перезакреплены за Гуровым постановлением Главы Администрации г. Ростова-на-Дону, а не по договору, как указано в оспариваемом решении, также в оспариваемом решении содержится ссылка на Решение собрания депутатов Аксайского городского поселения № 39 от 31 марта 2006 г., однако служебная квартира у Гурова, в которой он проживает с членами своей семьи, находится в г. Батайске, в связи с чем учетные нормы по г. Аксаю не могли применяться при принятии оспариваемого решения, общая площадь ранее подаренных Гуровым своей матери жилых комнат в квартире № , находящейся по адресу: , составляла 23,5 кв.м, что меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной Положением о регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25 апреля 2006 г. № 124, от государства (Министерства обороны Российской Федерации) жильем Гуров и члены его семьи не обеспечивались.
В судебном заседании Митрофанов сослался также на допущенные в ФГКУ «Югрегионжилье», по его мнению, нарушения по вопросам признания Гурова нуждающимся в получении жилищной субсидии в избранном постоянном месте жительства.
Заместитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель ФГКУ «Югрегионжилье» административные исковые требования не признал и показал, что Гуров, как единожды уже обеспеченный жилым помещением на условиях социального найма по установленным нормам не вправе претендовать на повторное обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета, в связи с чем был правомерно снят с жилищного учета после выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что Гуров состоял на жилищном учете необоснованно.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, принятых должностными лицами, наделенными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, и исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Право военнослужащих на жилище реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищной субсидии) либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
При этом основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512, в соответствии с п. 1 этих Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
При этом в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы или по избранному постоянному месту жительства (п. 2 Правил).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно п. 6 этих же Правил военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов и в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права военнослужащих на жилище разработана Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Согласно пункту 3 этой Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Целью Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (статья 1), каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования только один раз (статья 11).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на жилищном учете. Аналогичные требования распространяются и на военнослужащих, которым при постановке на учет необходимо подать рапорт (заявление) с приложением к нему документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Такими документами, в частности, являются документы, свидетельствующие о сдаче ранее предоставленного жилого помещения и документы о наличии (отсутствии) у них жилых помещений на всей территории Российской Федерации, поскольку при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются все жилые помещения, находящиеся в собственности независимо от места нахождения этих помещений.
Из анализа действующего жилищного законодательства следует, что отчуждение жилого помещения, ранее бесплатно полученного по установленным нормам от государственных органов или органов местного самоуправления, в том числе путем дарения, как направленное на ухудшение жилищных условий и на возникновение оснований нуждаемости в жилом помещении, отнесены действующим законодательством к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение бесплатным жилым помещением, в связи с чем если военнослужащий распорядился таким жилым помещением, то он не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, либо жилищной субсидии.
В силу подп. «д» п. 10 вышеназванной Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подп. «а» п. 14 вышеназванных Правил, военнослужащие состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п. 1,2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета, то есть, в том числе, до выявления неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов жилищного дела Гурова и не оспаривалось последним, Гуров заключил первый контракт о прохождении военной службы 31 мая 1994 г., с марта 1997 г. и по настоящее время проходит военную службу в войсковой части №00000, дислоцированной в , контракт о прохождении военной службы заключен на срок до 1 марта 2009 г., общая продолжительность военной службы Гурова составляет более 20 лет, вместе с тем оснований для его увольнения с военной службы в настоящее время не имеется, в связи с чем вопрос об обеспечении Гурова и членов его семьи жилым помещением либо жилищной субсидией для приобретения такового в избранном постоянном месте жительства является несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции от 30.12.2012 г., действующей с 1.01.2013 г., то есть на момент обращения Гурова с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), Гурову, как военнослужащему, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ним членам его семьи, жилое помещение могло быть предоставлено только в населенном пункте, в котором располагается вышеуказанная воинская часть либо в других близлежащих населенных пунктах, к которым относится и г. Ростов-на-Дону, на общих основаниях, то есть по договору социального найма, после 31 мая 1999 г., когда истекли пять лет его военной службы, при условии признания его нуждающимся в таковом по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем Гуров до 18 января 2013 г. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания не обращался, а впервые обратился с таким заявлением только после истечении 5 лет со дня намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Так, Гуров с 21 июня 1997 г. был прописан и постоянно проживал в коммунальной квартире № , общей площадью 215,9 кв.м, в том числе жилой - 146,8 кв.м, по адресу: , которая на основании постановления Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 23 апреля 1998 г. № сначала была перезакреплена за Гуровым, а затем передана Гурову в общую долевую собственность на основании договора на передачу помещений коммунальной квартиры в частную долевую собственность граждан от 21 сентября 1999 г. в порядке бесплатной приватизации жилых помещений.
В последующем Гуров две жилые комнаты № и площадью 23,5 кв.м, что составляет 160/1000 долей в праве общей долевой собственности на эту квартиру, подарил своей матери - З.В.Г., что усматривается из договора дарения жилых комнат от 20 марта 2007 г., о чем 27 апреля 2007 г. в ЕГРП сделана соответствующая запись о переходе права собственности.
Видами жилых помещений, в силу ст. 16 ЖК РФ, являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ). Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Вместе с тем ЖК РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ч. 1 ст. 42 ЖК РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.
Исходя из содержания положений ст. 15, 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты (комнат) и доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (коридора, кухни, туалета, ванной и т.д.).
При приватизации жилых помещений в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан доли жилого помещения невозможна, приватизируется всегда жилое помещение в целом: квартира либо комната в квартире, в связи с чем следует признать, что Гуров участвовал в приватизации всей коммунальной квартиры, жилые комнаты № и в которой составляли 160/1000 в праве общей долевой собственности на эту квартиру.
Таким образом, общая площадь занимаемого Гуровым жилого помещения, исходя из жилой площади принадлежащих на праве собственности жилых комнат в этой коммунальной квартире и с учетом площади находящихся в его пользовании вспомогательных помещений данной квартиры составляла 34,6 кв.м согласно расчету: 23,5 + (215,9 – 146,8)х160/1000 = 34,6.
Как верно отметил представитель административного истца, учетная норма площади жилого помещения, установленная Положением о регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24 апреля 2006 г. № 124, составляет 10 и менее квадратных метров общей площади, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи (в том числе с учетом отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их отсутствия).
В силу ч. 1 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, на территории Аксайского района Ростовской области учетная норма также не может превышать 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, что подтверждается и примененным в оспариваемом решении заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» Решении собрания депутатов на территории Аксайского городского поселения от 31 марта 2006 г. № 39, согласно которому учетная норма площади жилого помещения определена в размере 6 кв.м на одного члена семьи.
2 сентября 2005 г. Гуров заключил брак с А.О.М.; с учетом решения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 декабря 2012 г. о признании дочери А.О.М. – А.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи военнослужащего, состав семьи Гурова составляет 3 человека.
Принимая во внимание, что общая площадь жилого помещения, отчужденного Гуровым составляла 34,6 кв.м, то есть более учетной нормы в размере 10 кв.м, приходящейся на него, его супругу и дочь последней (34,6/3 = 11,5), данное обстоятельство не позволяло Гурову и членам его семьи находиться на жилищном учете, поскольку они не могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как уже были единожды обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы.
С учетом изложенного следует признать, что у Гурова отсутствовали предусмотренные ст. 51 ЖК РФ основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы, поскольку он был обеспечен жилым помещением по установленным нормам в населенном пункте, близлежащем от населенного пункта, где Гуров проходил и проходит военную службу.
В этой связи Гуров, распорядившийся полученным по установленным нормам жилым помещением и утративший возможность представить документы об его освобождении, не имеет права требовать повторного предоставления ему и членам его семьи жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку такие требования не основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на необоснованное сверхнормативное предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений либо жилищной субсидии для его приобретения.
При таких обстоятельствах снятие Гурова и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и подп. «д» п. 10 вышеназванной Инструкции является законным и обоснованным, поскольку он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерно.
В этой связи доводы представителя административного истца о допущенных нарушениях со стороны ФГКУ «Югрегионжилье» в части определения избранного Гуровым постоянного места жительства, равно как и доводы о том, что истец никогда ранее не обеспечивался жильем за счет государства (Министерства обороны РФ), являются беспредметными и не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу установленных обстоятельств оснований к принятию Гурова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части №00000 Гурова Г.В. об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 20 февраля 2017 г. № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма либо в собственность бесплатно – отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Браславцев