ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-235/2016 2-235/2016~М-235/2016 М-235/2016 от 27 апреля 2016 г. по делу № 2-235/2016


дело № 2-235-2016


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.

при секретаре Секисовой М.А.,

с участием помощника прокурора Крутинского района Сарыгиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 27 апреля 2016 года дело по иску прокурора Крутинского района в интересах Бондарь С.В. к Администрации Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об обязании оформить право муниципальной собственности на жилое помещение,

у с т а н о в и л :


Прокурор Крутинского района обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указано следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что администрацией Новокарасукского сельского поселения допускаются грубые нарушения.

Согласно акту приема-передачи государственного жилищного фонда, находящегося на балансовом счете ЗАО «"..."» и приложению к нему, в собственность Новокарасукского сельского поселения переданы жилые помещения, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: .

Проведенная в марте 2015 года проверка показала, что право муниципальной собственности Новокарасукского сельского поселения на принятые жилые помещения не зарегистрировано. Меры по оформлению права собственности со стороны администрации поселения не принимается. По данному факту главе администрации Новокарасукского сельского поселения внесено представление.

Согласно ответу на представление в течение года будут изыскиваться средства для оформления жилого фонда в муниципальную собственность администрации Новокарасукского сельского поселения.

01.04.2016 года в прокуратуру района с заявлением об оказании содействия в обязании администрации Новокарасукского сельского поселения оформить в муниципальную собственность жилое помещение обратился Бондарь С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: .

В настоящее время между Администрацией Новокарасукского сельского поселения и Администрацией Крутинского муниципального района заключено соглашение, согласно которому Администрацией района поселению переданы полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых проживающим в поселении и нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам с использованием функций «наймодателя жилого помещения по договору социального найма» в соответствии с действующим жилищным законодательством (соглашение утверждено решением Совета Новокарасукского сельского поселения от 31.12.2015 г. № 53).

Учитывая, что по договорам социального найма могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда, находящиеся в собственности сельского поселения, не оформление в установленном порядке права муниципальной собственности на такие жилые помещения нарушает жилищные права граждан, в том числе установленные ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Ввиду того, что Новокарасукским сельским поселением на муниципальный жилой фонд не оформлено право собственности, Бондарь С.В. не имеет законных прав пользования жильем и лишен возможности эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Кроме того, Бондарь С.В. лишен гарантированного государством права приватизации жилого помещения.

В связи с этим прокурор просит обязать администрацию Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области оформить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , в срок до 01.09.2016 года.

В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Сарыгина Н.С. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям.

В судебное заседание Бондарь С.В. не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

В судебном заседании Глава Администрации Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района ФИО1 исковые требования признал, пояснил, что работа по оформлению в собственность жилого помещения уже начата.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Установлено, что жилищный фонд относится к федеральной (государственной) собственности и находится в ведении администрации по месту расположения объекта.

По акту приема-передачи государственного жилищного фонда ЗАО «"..."» б/н от 26.06.2004 года и приложению к нему, в собственность Новокарасукского сельского поселения переданы жилые помещения, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу:

Как установлено в судебном заседании, право муниципальной собственности Новокарасукского сельского поселения на принятые жилые помещения не зарегистрировано.

По смыслу п. 4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

По требованиям части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Из преамбулы Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) следует, что вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

На основании ст. 2 Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 6 Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По положениям ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Из требований ч. 1 ст. 215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

По положениям ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.

Статьей 18 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным кодексом РФ.

Пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ установлено, что муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется гражданам по договорам социального найма (ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В настоящее время между Администрацией Новокарасукского сельского поселения и Администрацией Крутинского муниципального района заключено соглашение, согласно которому Администрацией района поселению переданы полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых проживающим в поселении и нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам с использованием функций «наймодателя жилого помещения по договору социального найма» в соответствии с действующим жилищным законодательством (соглашение утверждено решением Совета Новокарасукского сельского поселения от 31.12.2015 года № 53).

Учитывая, что по договорам социального найма могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда, находящиеся в собственности сельского поселения, не оформление в установленном порядке права муниципальной собственности на такие жилые помещения нарушает жилищные права граждан, в том числе установленные ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В связи с тем, что Новокарасукским сельским поселением на муниципальный жилой фонд не оформлено право собственности, Бондарь С.В. не имеет законных прав пользования жильем и лишен возможности эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ним на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав Бондарь С.В. на жилище.

В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением.

В соответствии с частью 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу п.19 ч.1 ст.333.16 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


Обязать администрацию Новокарасукского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области оформить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: срок до 01.09.2016 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья:

Суд:

Крутинский районный суд (Омская область) (подробнее)

Истцы:

Бондарь С.В. (подробнее)
Прокурор Крутинского района (подробнее)

Ответчики:

Администрация Новокарасукского сельского поселения (подробнее)

Судьи дела:

Балакова О.В. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением

Признание помещения жилым помещением