ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ (2014 - 2

ПРОЕКТ

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от «___» _____________г. №_______

МОСКВА

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

«РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ (2014 - 2019 ГОДЫ)»

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» (далее – Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2014 - 2019 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

 

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации Д. Медведев

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от ____ 201_ г. № ___

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)»

 

 

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)»

 

Наименование целевой программы - федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)»

 

Дата принятия решения о разработке целевой программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от _________ 2013 г. №____ -р

 

Государственный заказчик-координатор

- Министерство экономического развития Российской Федерации

 

 

 

Государственные заказчики

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная налоговая служба, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

 

Основные разработчики целевой программы

- Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная налоговая служба, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

 

Цель и задачи целевой программы

- целью является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации;

задачами Программы являются:

объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в Единый государственный реестр объектов недвижимости (далее - ЕГРОН);

обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость

 

Целевые индикаторы и показатели - доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат;

доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

срок государственной регистрации прав;

срок кадастрового учета;

время ожидания заявителями в очереди.

 

Сроки и этапы реализации целевой программы

 

- 2014 - 2019 годы

Объем и источники финансирования - общий объем финансирования Программы на

2014 - 2019 годы в ценах соответствующих лет составляет 62 778,05 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 60 416,05 млн. рублей, из них:

научно - исследовательские и опытно- конструкторские работы – 91,30 млн. рублей;

капитальные вложения – 17 130,63 млн. рублей;

прочие нужды – 43 194,12 млн. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 2 362,00 млн. рублей, из них:

прочие нужды – 2 362,00 млн. рублей;

 

Ожидаемые конечные - результаты реализации целевой программы и показатели социально- экономической эффективности - увеличение к 2019 году доли объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид, до 100%;

увеличение к 2019 году количества субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН, до 83;

увеличение к 2019 году количества субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, до 83;

увеличение к 2019 году доли площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, до 65%;

увеличение к 2019 году доли земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, до 52%;

увеличение к 2019 году доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», до 70%;

увеличение к 2019 году доли лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, до 90%;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов на 51% по сравнению с 2012 годом;

сокращение к 2019 году срока государственной регистрации прав до 7 дней;

сокращение к 2019 году срока кадастрового учета до 5 дней;

сокращение к 2019 году времени ожидания заявителями в очереди до 10 минут.

 

 

 

 

 

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью национальных задач по обеспечению социально-экономического развития страны, решению социальных, экономических и экологических проблем, повышению качества жизни, содействию региональному развитию.

В целом ряде стратегических и программных документов рассматриваются вопросы в сфере земельно-имущественных отношений.

Задачи по управлению земельными участками также решаются в рамках реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации

от 3 марта 2012 г. № 297-р, одной из которых является обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также на снижение административных барьеров и обеспечение налогообложения недвижимости.

Формирование институциональной среды инновационного развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, невозможно без развития рынков земли и недвижимости. При этом важнейшая задача государства - обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость. Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счет земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии внедрения принципа «одного окна», в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте.

В целях повышения качества предоставления государственных услуг Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601

«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определены основные направления совершенствования системы государственного управления и сформированы, в том числе, следующие целевые показатели:

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90%;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, к 2018 году – не менее 70%;

сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти для получения государственных услуг к 2014 году – до 15 минут.

Одним из инструментов достижения целей государственной политики по повышению качества государственных услуг Российской Федерации является план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (далее – Дорожная карта).

Мероприятия Дорожной карты предусматривают совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению ГКН и ЕГРП в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, повышение эффективности кадастровой деятельности, повышение информированности общества об услугах Росреестра.

За счет создания единой системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.

Интеграция мероприятий Дорожной карты с мероприятиями новой федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» (далее – Программа) позволит продолжить развитие потенциала достигнутого в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь целевых значений показателей, установленных статусными документами.

Следует отметить, что Программа реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 4675-р.

В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) ЕГРОН; обеспечение оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счёт расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, соответствует одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации – эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

В настоящее время произошел эволюционный переход от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который создан в рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы) (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 560.

Все показатели эффективности, предусмотренные в Подпрограмме, выполнены полностью:

Фактически к концу 2012 года ГКН создан на территории всех 89 кадастровых округов. В результате создана техническая инфраструктура ГКН.

За весь период реализации рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога и имущественных налогов, к концу 2012 года превысил плановый показатель в 2,1 раза.

Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в ГКН завершены в 89 кадастровых округах.

Создана инфраструктура пространственных данных ГКН на всей территории Российской Федерации.

Фактически к концу 2012 года на территории 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.

Ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:

инфраструктура пространственных данных ГКН создана на всей территории Российской Федерации;

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет 20 рабочих дней;

электронные запросы Росреестра в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64% от общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения ЕГРП и ГКН предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Потенциал роста запросов (входящих и исходящих) в 2013 году оценивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 10 раз.

Вместе с тем существует ряд проблем в сфере формирования и развития единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

ЕГРП и ГКН существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;

отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости (далее – Единый закон). Учетно-регистрационные процедуры регулируются двумя различными федеральными законами: от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Указанные федеральные законы не исключают дублирования сведений о правах и объектах в ГКН и ЕГРП, не предусматривают правила синхронизации сведений ГКН и ЕГРП, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях данных систем;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости (далее - ЕФИСН) (согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 18 декабря 2009 г. № 534 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости»).

Вместе с тем, как отмечалось ранее, из-за отсутствия Единого закона, а также необходимого финансирования, ЕФИСН в текущем году не будет создана.

В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонент в сфере кадастрового учета. Что впоследствии, дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания Единого закона, регулирующего, в том числе, и порядок ведения ЕГРОН.

Однако для перехода к ведению ЕГРОН необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания средств заказчиков будет хватать только на поддержание материально-технической базы системы регистрации прав и системы кадастрового учета недвижимости.

При этом следует учитывать, что ранее установленные Росреестром (начиная с 2006 года) программно-технические комплексы, рабочие станции, системы мониторинга и управления серверами, системы управления электронной очередью, системы взаимодействия с заявителями, комплекты центральных групповых и сетевых средств обработки информации, серверы для организации системы «одного окна», телекоммуникационное и иное оборудование не обеспечивают необходимую аппаратную поддержку в условиях значительного роста объема информации (объема предоставления государственных услуг);

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», составляет 5% от общего объема оказываемых услуг;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, составляет 60%;

доля объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, документы по которым переведены в электронный вид, составляет 30%;

сведения о границах только десяти субъектов Российской Федерации внесены в ГКН;

земельные участки, относящиеся к собственности Российской Федерации, не в полном объеме поставлены на кадастровый учет и достоверные сведения об их границах отсутствуют;

динамика роста потребности общества в государственных услугах Росреестра в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости опережает динамику ресурсного обеспечения деятельности Росреестра по их предоставлению.

В 2011 году объем предоставленных государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений составил 92,8 млн. (26% в общем объеме предоставленных услуг в иных сферах деятельности);

из-за нехватки площадей затраты на аренду помещений для предоставления услуг в сфере государственной регистрации и государственного кадастрового учета ежегодно составляют 1,2 млрд. рублей;

стабильный рост объема документов на бумажном носителе в сфере регистрации прав и кадастрового учета при одновременном дефиците помещений, предназначенных для хранения архивов, а также несоответствии имеющихся помещений архивов санитарно-техническим нормам хранения документов и требованиям пожарной безопасности.

Так, для обеспечения хранения имеющегося объема бумажных документов эксплуатируется более 3 тысяч помещений, общей площадью порядка 240 тыс. кв. м., по состоянию на 2012 год помещения заполнены в среднем на 95 %.

При сохранении существующей практики комплектования и хранения документов ЕГРП и ГКН ежегодно требуется увеличение архивных площадей в среднем на 6 %.

Кроме того, на сегодняшний день система хранения документов в ФНС России децентрализована и реализует процедуры архивного учета и хранения в каждом отдельно взятом территориальном налоговом органе.

Для эффективного решения проблем в данной сфере и обеспечения достижения показателей, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и их обеспеченность финансовыми ресурсами.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не в полной мере решена межведомственная задача обеспечения актуальными и достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах и сделках с ними, что приводит к некорректной информационно-аналитической поддержке деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, отсутствие границ земельных участков Российской Федерации и незавершенность инвентаризации объектов федеральной собственности создают серьезные препятствия при управлении земельными ресурсами со стороны государства и приводят к низким темпам вовлечения в хозяйственный оборот земель федеральной собственности.

Отсутствие новой федеральной целевой программы до 2020 года после окончания действия Подпрограммы может привести к следующим факторам:

несоответствие общей производительности системы регистрации прав и кадастрового учета современным запросам рынка, в том числе длительность оказания услуг, наличие очередей, высокие коррупционные риски;

недостаточный рост качества и доступности предоставления государственных услуг;

неполное и (или) некорректное налогообложение;

недополучение федеральным бюджетом доходов от сдачи в аренду и продажи земельных участков федеральной собственности;

невозможность обеспечения должным образом гарантий прав на недвижимое имущество;

ограничения для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации (плохой деловой климат).

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода также могут стать:

разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности в решении стоящих перед государством задач по повышению качества оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;

неэффективное использование бюджетных средств для решения проблем в учетно-регистрационной сфере;

невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в учетно-регистрационной сфере;

отсутствие системы контроля за реализацией мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В этом случае государственная политика в сфере формирования и развития единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в стране может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в данной сфере и поддержанию материально-технической базы системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, что обеспечит лишь локальную результативность в части достижения основных показателей.

С учетом изложенного следует сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости с использованием программно-целевого подхода.

Таким образом, целесообразность разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью:

обеспечения перехода на качественно новый уровень предоставления государственных услуг в учетно-регистрационной сфере и повышения эффективности их оказания;

обеспечения равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка;

соблюдения баланса интересов, взаимной заинтересованности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества;

урегулирования вопросов реализации организационно-правовых

и организационно-технических функций в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;

расширения использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на порядок предоставления услуг в учетно-регистрационной сфере;

дальнейшей детальной разработки инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

совершенствования системы показателей и индикаторов деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования мероприятий, реализуемых в рамках других целевых программ.

Эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях применения в качестве основы государственного управления в учетно-регистрационной сфере программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы, поскольку это позволит:

установить единые цели и задачи деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости до 2020 года;

сформировать систему приоритетных мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, способствующих системному решению существующих проблем;

повысить эффективность управления в учетно-регистрационной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

сконцентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в учетно-регистрационной сфере;

создать механизмы налогового стимулирования владельцев эксплуатируемых объектов капитального строительства, включая незавершенные, к постановке такого имущества на кадастровый учет;

осуществить оптимизацию кадастрового, налогового и иных форм учета объектов недвижимости, исключающих возможность расхождения сведений об объектах недвижимости и их правообладателей в соответствующих базах данных;

применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат;

создать условия для повышения эффективности вовлечения в хозяйственный оборот земель федеральной собственности.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от _________ 2013 г. №_____, на основе проведенного анализа вариантов решения проблемы программно-целевым методом выбран вариант, который позволит обеспечить оптимальное соотношение полученных результатов и фактических затрат при достижении цели Программы.

При использовании программно-целевого метода будет обеспечен порядок изменения сведений об объекте недвижимости и лицах, которым принадлежат права на этот объект, содержащихся в ЕГРП и ГКН, без участия заявителя, а также обеспечен доступ к содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц учредительным документам юридического лица, представленным в форме электронного документа, органам по государственной регистрации прав и кадастровому учету в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства, в режиме реального времени.

Таким образом, продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем учетно-регистрационной сферы позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к созданию достоверного ЕГРОН к 2020 году, гармонизации сферы земельно-имущественных отношений в целях повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиты прав на недвижимое имущество путем увеличения гарантий зарегистрированных прав, снижения административных барьеров, расширения налогооблагаемой базы, но и войти российской системе государственной регистрации прав в пятерку лучших стран.

Вместе с тем реализация мероприятий Программы может сопровождаться возникновением следующих законодательных, информационных и иных рисков:

правовые пробелы и противоречия в нормативно-правовой базе, ограничивающие действия и взаимодействие органов власти и их способность эффективно реагировать на ситуацию в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

недостаточность, а иногда и отсутствие информации о целях, направлениях и результатах деятельности в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

возможен риск недофинансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с неравномерностью экономического развития регионов страны и различными потребностями в финансовых и организационных ресурсах.

Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования системы управления Программой и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере земельно-имущественных отношений, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.

 

II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения

 

Целью Программы является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости:

объединение ЕГРП и ГКН в ЕГРОН;

обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.

Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также обеспечить:

условия для решения существующих проблем;

переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;

активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

сотрудничество с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей Программы:

доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат;

доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

срок государственной регистрации прав;

срок кадастрового учета;

время ожидания заявителями в очереди.

Значения целевых индикаторов и показателей Программы по годам ее реализации представлены в приложении № 1. Методика расчета целевых индикаторов и показателей эффективности Программы представлены в приложении № 5.

Программа рассчитана на 2014 - 2019 годы и будет осуществляться в один этап. Программа может быть досрочно прекращена решением Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации целевой программы.

 

III. Мероприятия Программы

 

Комплекс мероприятий Программы формируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды по направлениям Программы.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям, способным улучшить ситуацию в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

1) Развитие и совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

совершенствование видов взаимодействия с потребителями и поставщиками государственных услуг;

развертывание и оснащение новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания (ВЦТО);

внедрение единых стандартов и требований к офисам приема-выдачи документов, в том числе оснащение единой автоматизированной системой аудиозаписи, электронной очередью, системой видеонаблюдения и трансляции, мобильными комплексами для оказания выездных приемов;

строительство, реконструкция и приобретение административных зданий Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра», включая проектные и изыскательские работы.

В рамках совершенствования видов взаимодействия с потребителями и поставщиками государственных услуг будет обеспечена возможность подачи документов в электронной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом будет реализована возможность подачи документов по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости).

Кроме того, будут оптимизированы формы заявлений и иных документов, представляемых заявителями для совершения учетно-регистрационных действий (в том числе путем исключения из таких документов избыточной информации, типизация договоров, актов передачи имущества и т.п.). Будут разработаны механизмы предоставления сведений из ЕГРП и ГКН в виде электронного документа в режиме реального времени.

Также в рамках данного мероприятия будет происходить наполнение автоматизированной системы «Мониторинг рынка недвижимости» данными о рынке недвижимости, полученными из максимального количества возможных источников ценовой информации об объектах недвижимости. В том числе, будет обеспечена возможность загрузки сведений о рыночной цене и прочих характеристиках объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, в отношении которых принято решение о приватизации, на основании отчётов об оценке рыночной стоимости, подготовленных оценщиками.

Для улучшения взаимодействия с потребителями государственных услуг также запланировано обеспечение единой очереди поступающих запросов, предварительной записи, подъема статусов запросов, отправки сообщений о ходе оказания государственной услуги (посредством СМС и электронной почты).

В рамках мероприятия по строительству, реконструкции и приобретению административных зданий запланировано создание межрегиональных учетно-регистрационных центров (МУРЦ), которые позволят создать технологическую основу радикального повышения уровня автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий и предоставления информационных услуг Росреестра в масштабах сразу нескольких субъектов Российской Федерации, что реализует принцип экстерриториального обслуживания граждан.

Всего за время реализации Программы планируется создать 7 МУРЦ (на территории Калужской, Ленинградской, Ростовской, Новосибирской, Воронежской областей, Ставропольского и Приморского краев) общей площадью порядка 78 тыс. кв. м и ориентировочной штатной численностью сотрудников 11 тыс. человек.

Необходимо отметить, что для отработки единых принципов и стандартов организации деятельности МУРЦ предполагается реализовать пилотные проекты по созданию МУРЦ на имеющейся базе мощностей территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по г. Москве, Красноярскому краю, Свердловской области и Республике Башкортостан.

Указанные мероприятия позволят снизить общесистемные издержки на оказание услуг (при одновременном повышении качества, доступности и комфортности их предоставления) и приведут к укрупнению центров принятия решений в области кадастрового учета и регистрации прав.

В целях обеспечения необходимыми помещениями сотрудников территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также повышения комфорта обслуживания потребителей услуг планируется строительство, приобретение и реконструкция зданий, что, в свою очередь, также позволит значительно сэкономить средства федерального бюджета в результате отказа от аренды.

Успешная реализации данного направления позволит также провести постепенное сокращение численности занятых в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество государственных служащих, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 137 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», без ухудшения количественных и качественных показателей деятельности, а также повысить общую эффективность обслуживания различных потребителей услуг.

Кроме того, планируется развертывание двух площадок ВЦТО (на базе имеющихся помещений ФГБУ «ФКП Росреестра») общим количеством 550 рабочих мест (за счет перераспределения штатной численности), одна из которых будет обслуживать Северо-Кавказский федеральный округ и Южный федеральный округ, другая – Дальневосточный федеральный округ и Сибирский федеральный округ.

Открытие новых площадок ВЦТО позволит сократить количество визитов, обращений граждан в офисы и приемные в два раза, позволит расширить перечень услуг, предоставляемых по телефону, до 30%, а также уменьшить нагрузку на территориальные органы Росреестра, минимизировать коррупционные риски.

В целях обеспечения однородности требований к презентабельности офисов Росреестра, удобству обслуживания и комфорту посетителей предусмотрены мероприятия по разработке и внедрению единых стандартов и требований к офисам приема-выдачи документов, включая создание типового дизайна офисов. Запланированы мероприятия по созданию и размещению на официальном сайте Росреестра единой справочной системы офисов Росреестра с привязкой к картографической основе и с указанием справочной информации по многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), обеспечению актуальности содержания данной системы. Кроме того, в рамках оснащения офисов Росреестра планируется создать типовую архитектуру автоматизированной системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ) в территориальных отделах, что помимо функции электронной очереди позволит обеспечить предварительную запись на прием и трансляцию видеоизображений с камер наблюдения. В целях осуществления выездного приема и оказания услуг на местах планируется закупка комплектов мобильных комплексов оказания услуг.

2) Развитие системы межведомственного информационного взаимодействия.

В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

повышение эффективности управления системой, в том числе в целях информированности потребителей услуг Росреестра;

разработка и внедрение на территории субъектов Российской Федерации ИТ-сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и создания на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества;

модернизация единой телекоммуникационной системы налоговых органов;

обеспечение безопасности информационного взаимодействия между органами Росреестра и налоговыми органами;

реконструкция объектов недвижимости для размещения архивов бумажных документов налоговых органов и создание технологических комплексов архивного хранения бумажных документов с поставкой оборудования и выполнением работ на объектах территориальных органов ФНС России;

повышение качества предоставления услуг при налогообложении недвижимого имущества;

совершенствование информационного взаимодействия с единой системой управления государственным имуществом.

Запланированные мероприятия позволят комплексно развивать систему информационно-справочной поддержки заявителей путем разработки и систематического распространения информационных материалов, а также осуществить внедрение единых стандартов взаимодействия с заявителями.

В рамках данного направления целый комплекс мероприятий будет направлен на интеграцию информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и Росимущества, что позволит решить межведомственную задачу по взаимному обеспечению актуальными и достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах и сделках с ними. При этом за счет приобретения и внедрения современных программно-аппаратных комплексов будут решены задачи повышения уровня автоматизации оказания услуг и принятия решений, а также обеспечена качественная и надежная информационно-аналитическая поддержка деятельности всех государственных заказчиков.

Одновременно в целях оптимизации хранения налоговых документов, будут созданы технологические комплексы архивного хранения, включающие организацию централизованных архивов на территории 66 субъектов Российской Федерации, что позволит повысить эффективность деятельности налоговых органов с архивными фондами и обеспечат основу для поэтапного перехода от хранения документов на бумажных носителях, их электронных образов к хранению документов в электронном виде.

3) Создание условий для ведения ГКН и ЕГРП в электронном виде.

В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

объединение ЕГРП и ГКН в ЕГРОН;

оснащение межрегиональных учетно-регистрационных центров обработки данных;

создание программно-аппаратной платформы хранения электронных документов;

строительство и реконструкция архивохранилищ Росреестра, включая проектные и изыскательские работы;

материально-техническое оснащение архивохранилищ Росреестра;

проведение работ по перекомплектованию и переводу в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел.

В результате проведения работ по объединению ЕГРП и ГКН в ЕГРОН будет создан достоверный (полный и качественный) источник информации о недвижимом имуществе, разработана единая учетная система (в том числе с дополнительными функциями, обеспечивающими прием всех типов электронных документов), что позволит не только снизить удельную ресурсоемкость предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, но и повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимость.

Кроме того, в целях организации ведомственных электронных архивов, а также в связи с актуальностью задач по переводу значительного объема бумажных документов в электронный вид и общностью используемых государственными заказчиками документов, запланировано создание аппаратно-программной инфраструктуры хранения электронных документов.

С учетом перехода на предоставление государственных учетно-регистрационных услуг в электронном виде предполагается существенное сокращение поступающих документов на бумажном носителе.

Однако в настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено постоянное хранение документов ГКН и ЕГРП на бумажных носителях.

Так, на хранении в Росреестре и его территориальных органах находятся около 116 млн. дел, в том числе 78 млн. дел правоустанавливающих документов (при среднем объеме дела порядка 30 листов) и около 38 млн. единиц хранения в ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалах (при среднем объеме единицы хранения порядка 40 листов).

В связи с необходимостью сокращения объемов хранения ранее накопленных документов на бумажных носителях и оптимизации системы хранения, а также планируемым переходом на экстерриториальную регистрацию прав остро стоит вопрос о необходимости проведения мероприятий по переводу накопленных документов на бумажных носителях в электронный вид с последующим перекомплектованием дел и уничтожением части документов на бумажных носителях.

Данные мероприятия требуют обязательного внесения изменений в законодательство.

При этом необходимо учитывать, что ряд документов, переведенных в электронный вид, в силу тех или иных их особенностей должны будут храниться в обязательном порядке как на электронных, так и на бумажных носителях.

За период реализации Программы бумажные архивы будут переведены в электронный вид, что, в частности, позволит сократить расходы Росреестра на обеспечение хранения документации и решить проблему нехватки архивных площадей.

Кроме того, проведение мероприятий по перекомплектованию и переводу документов в электронный вид, а также введение возможности подачи документов в электронном виде позволит значительно сократить сроки оказания государственных услуг (в том числе за счет минимизации бумажного документооборота и автоматизации технологических процессов обработки сведений в ходе оказания услуг), повысить их качество и доступность.

В рамках данного направления за период реализации Программы планируется создать и оснастить специализированным стеллажным, сканирующим и телекоммуникационным оборудованием 8 централизованных архивохранилищ общей площадью порядка

170 тыс. кв. м в следующих субъектах Российской Федерации: Калужская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Свердловская область, Кемеровская область , Хабаровский край, Иркутская область,

г. Санкт-Петербург.

4) Развитие системы качества сведений, содержащихся в ЕГРОН.

В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

обеспечение перехода к геоцентрической системе координат;

формирование земельных участков, проведение кадастровых работ

(в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в ГКН, разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

оснащение территориальных органов Росреестра высокоточным геодезическим оборудованием и программным обеспечением для создания системы контроля соответствия данных, содержащихся в информационных ресурсах, в целях обеспечения государственных гарантий прав на недвижимое имущество и вовлечение в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства;

создание постоянно действующей системы контроля данных электронных баз для регулярной ревизии сведений ЕГРП и ГКН;

постановка на государственный кадастровый учет и уточнение границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности.

В рамках проведения указанных мероприятий будет осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат ведения ГКН и иных государственных, муниципальных информационных ресурсов, а также пересчет всех пространственных данных ГКН в данную систему. В том числе будет модернизирован формат обмена сведениями между учетной системой, публичной кадастровой картой и информационным ресурсом ГКН, что дополнительно обеспечит новый уровень контроля качества сведений.

Кроме того, будет сформирована интегрированная сеть координатно-геодезического обеспечения деятельности кадастровых инженеров, создан открытый информационный ресурс, содержащий описание пунктов геодезических сетей всех уровней, с возможностью доступа к данной информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме он-лайн.

В целях обеспечения государственных гарантий прав на недвижимое имущество и вовлечения в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства планируется создание системы контроля достоверности сведений о местоположении границ земельных участков, указанных в государственном кадастре недвижимости их фактическому местоположению. Одновременно с оснащением территориальных органов Росреестра высокоточным геодезическим оборудованием будет разработан программный продукт, который автоматизирует процесс обработки данных спутниковых снимков, являющихся картографической основой кадастра, на предмет соответствия сведений государственного кадастра недвижимости и выявления признаков нарушений земельного законодательства.

В рамках данного направления предусмотрено также проведение кадастровых работ для целей постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и уточнение границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности.

Учитывая ограниченность средств федерального бюджета Программой предусматривается проведение кадастровых работ на территории субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал, общей площадью более 4 млн. га (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Волгоградская, Вологодская, Новгородская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Республики Алтай и Татарстан).

Проведенные работы позволят обеспечить существенное увеличение федеральных земель с установленными границами и надлежаще оформленными правами, создать условия для обеспечения полноты и достоверности сведений реестра федерального имущества и приведут к увеличению доходов бюджета Российской Федерации.

5) Совершенствование организационного и методического обеспечения деятельности в сфере земельно-имущественных отношений.

Деятельность по данному направлению предусматривает проведение исследований и подготовку научно обоснованных предложений по совершенствованию организационного и методического обеспечения деятельности в сфере земельно-имущественных отношений.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по мероприятиям приведены в приложении № 2.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, состояние учетно-регистрационной сферы, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения развития единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также реальная возможность ее решения при федеральной поддержке.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета могут быть уточнены в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из реальных возможностей.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2019 годах составляет 62 778,05 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 60 416,05 млн. рублей, из них научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы – 91,30 млн. рублей, капитальные вложения – 17 130,63 млн. рублей, прочие нужды – 43 194,12 млн. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации – 2 362,00 млн. рублей, из них прочие нужды – 2 362,00 млн. рублей.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по направлениям расходования средств и государственным заказчикам Программы приведены в приложении № 3.

Субъекты Российской Федерации направляют средства региональных бюджетов на финансирование мероприятий в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в соответствии с утвержденными в субъектах соответствующими целевыми программами. Прогнозные объемы средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на реализацию мероприятий Программы, определяются в региональных программах и соглашениях (договорах), заключаемых государственными заказчиками Программы с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заинтересованы в реализации мероприятий региональных программ по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, так как получают возможность сократить затраты своих бюджетов на реализацию части мероприятий региональных программ и при этом улучшить ситуацию с государственным кадастровым учетом недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, у субъектов Российской Федерации повышаются возможности в достижении заявленных целей в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

Привлекаемые средства бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается направить на прочие расходы, включая формирование земельных участков, проведение кадастровых работ (в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в ГКН, разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Одним из оснований для привлечения указанных средств является пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ

«О геодезии и картографии», которым установлено, что финансирование картографической деятельности специального (отраслевого) характера осуществляется за счет соответствующих органов исполнительной власти.

Заинтересованность субъектов Российской Федерации в формировании земельных участков, проведении кадастровых работ

(в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, проведении землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесении сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в ГКН, разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования обуславливается возможностью вовлечения в оборот неиспользуемых объектов недвижимости и, как следствие, ростом налогооблагаемой базы по налогам на имущество.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы и финансировании мероприятий за счет средств их бюджетов будет определяться соглашениями между Росреестром и соответствующими субъектами Российской Федерации.

Объемы финансирования программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по годам приведены в приложении № 4.

 

 

 

V. Механизм реализации Программы

 

Механизм реализации Программы является инструментом организации эффективного выполнения программных мероприятий и контроля достижения ожидаемых конечных результатов.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с разделом VII «Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения» Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594

«О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Текущее управление реализацией мероприятий Программы осуществляют государственные заказчики Программы.

Государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с государственными заказчиками Программы может быть создан Совет по координации Программы – коллегиальный совещательный орган управления реализацией Программы, создаваемый для осуществления координации и взаимодействия участников реализации Программы.

Министерство экономического развития Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы:

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий и достижение конечных результатов Программы;

осуществляет непосредственное руководство реализацией Программы, координацию деятельности государственных заказчиков;

при необходимости осуществляет представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также отчетности о результатах реализации Программы;

осуществляет анализ отчетности, подведение ежегодных итогов реализации Программы, по согласованию с государственными заказчиками принятие решений о корректировке целевых индикаторов и показателей, программных мероприятий, сроков их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом;

формирует сводные предложения (с обоснованием) по корректировке Программы, приоритетным направлениям, совершенствованию процессов управления Программой с учетом предложений государственных заказчиков;

разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

осуществляет ежегодный мониторинг реализации Программы.

Государственные заказчики осуществляют:

формирование предложений по совершенствованию перечня планируемых к реализации программных мероприятий по направлениям финансирования «капитальные вложения», «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «прочие нужды» и направление их на согласование государственному заказчику - координатору Программы;

заключение государственных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях обеспечения реализации программных мероприятий, ответственными за исполнение которых они являются, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

заключение соглашений о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации Программы на весь срок ее реализации;

анализ и оценку результатов выполнения работ по реализации программных мероприятий, ответственными за исполнение которых они являются;

ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;

подготовку докладов о ходе реализации Программы, представление государственному заказчику - координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации ее мероприятий;

разработку и утверждение в пределах своих полномочий проектов нормативных (индивидуальных) правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

обеспечение публичности (открытости) информации о ходе и результатах реализации Программы, участии государственных заказчиков, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и предприятий в реализации Программы, проводимых конкурсах и критериях определения победителей, в том числе на официальном сайте Программы в сети Интернет;

обеспечение эффективности использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

в случае необходимости разработку в установленные сроки предложений о внесении изменений в Программу.

При изменении объемов бюджетного финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка значений целевых индикаторов и показателей программных мероприятий.

Государственный заказчик - координатор Программы в установленном порядке после завершения Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения) доклад о ходе и результатах реализации Программы за весь период, эффективности использования финансовых средств, подготовленную на основании отчетных материалов государственных заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программных мероприятий.

Основные сведения о ходе и результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей и индикаторов, объемах затраченных на выполнение Программы финансовых ресурсов, результатах мониторинга реализации Программы и региональных программ размещаются в открытых источниках, сети Интернет, на сайтах участников Программы.

Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками Программы организует ведение статистической отчетности по реализации Программы.

Государственный заказчик - координатор Программы до начала реализации Программы:

утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы, процедуры предоставления государственными заказчиками Программы государственному заказчику - координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Программы, процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей.

 

VI. Оценка социально-экономической

и экологической эффективности Программы

 

Эффективность и результативность реализации Программы заключается в сокращении срока осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, увеличении доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и доли лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов.

За период реализации Программы предусматривается обеспечить:

повышение уровня удовлетворенности граждан качеством работы регистрационных органов до 90%;

снижение сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета до 7 дней и 5 дней соответственно;

создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости;

снижение рисков предпринимателей и граждан;

повышение устойчивости рынка недвижимости;

включение России в пятерку лучших стран по государственной регистрации прав.

Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий будет состоять в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет повышения эффективности управления земельными ресурсами, а также за счет снижения расходов федерального бюджета на поддержание в актуальном состоянии федеральных информационных ресурсов. Так, за время реализации Программы будет собрано поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, в консолидированный бюджет Российской Федерации в пределах 5 100 млрд. рублей. К концу 2019 года в результате реализации мероприятий Программы должно быть дополнительно собрано около 930 млрд. рублей.

Реализация мероприятий Программы по уточнению границ земельных участков и государственной регистрации права Российской Федерации на них позволит дополнительно привлекать ежегодно в бюджет Российской Федерации средства от сдачи в аренду федеральных земельных участков. Так, на 1 рубль, вложенный для проведения указанных работ, за весь период реализации Программы может быть получено до 4 рублей от сдачи в аренду этих земель.

При этом реализация программных мероприятий предполагает рост числа выявленных нарушений земельного законодательства в 3 раза -

с 162 тысяч до 480 тысяч в год, а также увеличение сумм наложенных на нарушителей административных штрафов в 3 раза по сравнению

с 2012 годом.

На долгосрочную и среднесрочную перспективу развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости социально-экономический эффект от реализации Программы будет состоять в снижении административных барьеров при получении государственных услуг, росте обращений заявителей, сокращении временных и финансовых издержек потребителей услуг в сфере недвижимости, увеличении оборота недвижимости и налогооблагаемой базы, росте доходов бюджетов всех уровней, а также повышении инвестиционной привлекательности и снижении коррупционной составляющей.