ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Об утверждении городской целевой программы “Развитие земельной реформы в г.Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы”

 
 
М Э Р
города Ростова-на-Дону
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
 
11.04.2001 № 950
 
Об утверждении городской целевой программы “Развитие земельной реформы в г.Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы”
 
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года №694 “О Федеральной целевой программе “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы” и во исполнение решения Законодательного собрания Ростовской области № 67 от 29.11.2000г. п.4 “Об областной целевой программе “Развитие земельной реформы в Ростовской области на 2000-2002 годы”.
 
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить целевую программу “Развитие земельной реформы в г.Ростове-на-Дону 2001-2002 годы” (Приложение).
2. Определить  координатором Программы – комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Ростова-на-Дону.
3.И.о. заместителя главы администрации города по экономике и финансам (Королев В.С.), муниципальному казначейству (Максимов А.В.) при разработке проектов городского бюджета и прогнозов социально-экономического развития города на 2002 год рассмотреть возможность финансирования программы за счет средств, поступающих от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков городского типа, за земли сельскохозяйственного использования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города — председателя комитета по управлению имуществом г.Ростова-на-Дону Забелина О.Н. и председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Ростова-на-Дону Шмакова Н.М.
 
 
МЭР города М.А.Чернышев 
 
 
         Приложение
к постановлению Мэра города
№ 950  от 11.04.2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Городская целевая программа
"Развитие земельной реформы в городе 
Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2001
 
 
 
 
Городская целевая программа
"Развитие земельной реформы в г.Ростова-на-Дону 
на 2001-2002 годы"
 
 
1. Основные Положения Программы                                    
1.1.  Основные итоги земельных преобразований в   1991-2000 годах                                           
1.2.  Цели  и  задачи  Программы.   Сроки ее   реализации                                                
1.3.  Место   и   взаимосвязь   Программы   с    другими   программами                                  
2. Система программных мероприятий                                 
2.1.  Стабилизация отношений собственности на землю             
2.2.  Укрепление гарантий  конституционных прав  граждан   на землю                                                  
2.3.   Развитие рынка земли и недвижимости                
2.4..  Совершенствование системы земельных платежей              
2.5.  Ведение государственного земельного кадастра              
2.6.  Оценка земель                                             
2.7.  Земельные  преобразования  в городе 
3. Ресурсное обеспечение Программы                                 
4. Организация управления  и контроля  за ходом  реализации    Программы                                                       
5. Социальная, экономическая и экологическая  эффективность   реализации программных    мероприятий                              
 
Приложение: Перечень   основных   мероприятий   по   реализации   целевой    программы    "Развитие земельной  реформы  в  г.Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы".             
 
 
Паспорт
Городской целевой программы
"Развитие земельной реформы в городе Ростове-на-Дону
на 2001-2002 годы"
Наименование Программы                   Городская целевая   программа "Развитие земельной реформы в городе Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы"
Дата  принятия  решения о разработке Программы Поручение Заместителя Главы администрации г.Ростова-на-Дону от 01.02.2001г.
Муниципальный заказчик Программы Администрация города Ростова-на-Дону
Разработчик  Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Ростова-на-Дону, Комитет по управлению имуществом города Ростова-на-Дону, Комитет по архитектуре и градостроительству города, Муниципальное унитарное проедприятие  технической инвентаризации и оценки недвижимости города.
Цели и задачи Программы Создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и вовлечение ее в гражданский  оборот
Сроки   реализации Программы                     2001-2002 годы
Перечень основных мероприятий Программы Создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий , развитие оборота земель в городе;
Разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности;
Ведение государственного земельного кадастра;
Совершенствование системы земельных платежей;
Зонирование территории;
Проведение массовой кадастровой оценки земель;
 
 
Источники финансирования (тыс. рублей)
 
 
2001-2002 годы 2001 год
Городской бюджет 1404,0 404,0
Дополнительные доходы городского бюджета 5250,0 800,0
Всего: 6 654 1 204
 
 
Ожидаемые конечные - 
результаты Программы 
Закрепление конституционных прав граждан на землю;
 Разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности;
Создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
Эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими;
Повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета.
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Городская целевая программа “Развитие земельной реформы в г.Ростове-на-Дону на 2001-2002гг” разработана по поручению заместителя Главы администрации города от 01.02.2001 г. и во исполнение приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ростовской области от 28.12.2000г. №62.для реализации Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы и Областной целевой программы “Развитие земельной реформы  в Ростовской области на2000-2002гг.”
 
1. Основные Положения Программы
 
1.1. Основные итоги земельных преобразований в городе Ростове-на-Дону в 1991-2000 годах
 
В ходе земельной реформы к 2001 г. произошли значительные преобразования.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Собственниками приватизированных предприятий выкуплено 120  земельных участков под занимаемыми объектами.
. В собственность гражданам передано 32260 земельных участков, площадью 2112 гектаров.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 83069 юридическим и физическим лицам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения, качества земельных участков и целевого использования.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: так в 1995 году они составили 23 674 тыс. рублей, в 1996 году – 23 557 тыс. рублей, в 1997 году –    75 127 тыс. рублей, в 1998-47 17тыс. рублей, в 1999 – 109 256 тыс. рублей, в 2000 –         180 000 тыс. рублей. 
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры.
Количество сделок с землей постоянно возрастает и за последние 2 года составило - 3088 .
 Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю, а также массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.
В тоже время до сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Медленно идет приватизация земли в городе, из-за высокой ее стоимости что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка.
 
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
 
Целями земельной реформы являются создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, закрепление конституционных  прав граждан на землю, вовлечение земли в гражданский оборот. 
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
• осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю; 
• вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;
• приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
• разграничение неприватизированных земель не находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности;
• создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли городской территории.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
 
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими
целевыми программами
 
Программа является составным компонентом областной целевой Программы “Развитие земельной реформы в Ростовской области на 2000-2002 годы”, утвержденной  решением Законодательного собрания Ростовской области №67 от 29.11.2000г и определяет направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932.
До настоящего времени действует городская целевая программа “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра”, утвержденная постановлением МЭРа города №2105 от 14.11.1997г., которая профинансирована за 3 года на 20,8%.
Настоящая Программа содержит ранее не включенные в финансирование компоненты программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра”.
 
2. Система программных мероприятий
 
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
 
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
1. передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц;
2. дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
3. инвентаризация и межевание земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
4. установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
5. определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
6. создание системы правового зонирования земель.
 
 
 
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
 
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
• обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
• обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
• активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков.
 
2.3. Развитие рынка земли и недвижимости
 
Основные направления государственной политики становления и развития рынка земли и недвижимости, отвечающего требованиям структурных преобразований в экономике страны, связанные с реализацией ряда мероприятий, по преодолению проблем функционирования рынка земли и недвижимости включают в себя:
• развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
• информационное обеспечение земельного рынка.
    Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
• введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
• стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
• повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
• переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
• расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
• обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
• совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
• законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городе, а также процедур правового зонирования территорий 
Создание инфраструктуры рынка земли будет осуществлено путем:
• совершенствования системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе создание  государственного кадастра недвижимости;
• проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
• совершенствование системы ведения государственной регистрации прав на землю и недвижимое имущество и сделок с ними;
• создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости;
• совершенствование гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
• создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
• внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
• расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
• создание информационной базы о земельных участках и объектах недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
 
2.4. Совершенствование системы земельных платежей
 
Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
• установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;
• расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
• выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли предполагает:
• ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и местный бюджет;
• завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
• существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
В процессе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
 
 
 
2.5 . Ведение государственного земельного кадастра
 
Государственный земельный кадастр ведется в целях информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель,  государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровой оценки земель, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
К основным мероприятиям по реализации программы относятся:
• завершение кадастрового зонирования территории города в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
• формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях субъекта Российской Федерации и муниципальных землях;
• обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
• разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными;
• организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.);
• разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных ;
• введение единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
• создание государственного кадастра недвижимости города путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;
• создание информационной базы данных о городских землях.
 
2.6. Оценка земель
 
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. 
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
В процессе реализации Программы организуется массовая кадастровая оценка земли для целей налогообложения. В результате применения материалов проведенной государственной кадастровой оценки планируется увеличить сбор земельных платежей примерно на 30%.
В 1999 году в городе Ростове-на-Дону начаты работы по проведению массовой кадастровой оценки, в 2001-2002 г. в частности, предстоит выполнение работ по непосредственному расчету кадастровой стоимости земель кварталов.
 
 
2.7. Земельные преобразования в городе Ростове-на-Дону.
 
Земельная реформа в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости земель из-за невозможности использовать устаревшую градостроительную документацию или полного ее отсутствия. Не способствовала земельным преобразованиям  и медленная реформа в градостроительстве.
Земельные преобразования в рамках Программы направлены на развитие гражданского оборота земель и создание условий для увеличения их инвестиционного потенциала. 
Реформу в градостроительстве (концепцию градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) необходимо проводить одновременно с земельными преобразованиями.
При  реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
• реализация пилотных проектов правового зонирования земель в городе;
• завершение программы инвентаризации земель;
• приватизация земель на территории города, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в первую очередь под приватизированными предприятиями;
• передача (продажа), на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенной для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд;
• обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
• разработка долгосрочного плана использования земель города (как составной части стратегического плана развития) и на этой основе схемы городского землепользования;
• разработка в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в городе;
• обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
 
3. Ресурсное обеспечение Программы
 
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, осуществляется за счет доли средств городского бюджета от взимания земельного налога и арендной платы за землю.
В рамках реализации Программы предполагается финансирование следующих мероприятий:
оценка земель и зонирование территорий                        1050.0 т.р
завершение сплошной инвентаризация
городских земель                                                                3704.0 т.р. 
Совершенствование, поддержание, ведение и эксплу-
атация единого государственного реестра земель              250.0 т.р. 
Создание кадастра недвижимости на основе ЕГРЗ            300.0 т.р.
 
Создание системы правового зонирования
городских земель                                                                   250.0 т.р.
Создание и поддержание системы ведения госу-
дарственной регистрации прав на землю и др.
недвижимого имущества и сделок с ним                            200.0 т.р.
Создание единой межведомственной системы
контроля платежей и поддержание ее в актуаль-              600.0 т.р.  
ном состоянии.
Создание единой базы данных муниципальных
учреждений и предприятий в отношении земли
и недвижимости.                                                                   300.0 т.р. 
Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости.
 
4. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
 
Заказчиком  Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Ростова-на-Дону.
Мероприятия Программы реализуются:
Муниципальным заказчиком путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств городского бюджета среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (муниципальных контрактов).
Порядок размещения заказов на выполнение работ для реализации программы путем проведения торгов (конкурсов) определяет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону №1992 от 27.07.2000г.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (муниципальных контрактов) между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения  торгов (конкурсов).
Муниципальный заказчик ежегодно направляет в Департамент экономического развития согласованные с МУ «Муниципальное казначейство» предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой.
Муниципальный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет:
-ежеквартально в Департамент экономического развития статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
При необходимости заказчики вносят в Администрацию города предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий. 
 
5. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
 
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
 
Государственное регулирование рыночного оборота земель позволит:
• обеспечить целевое использование этих земель;
• решить вопросы правовой защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки.
Развитие рынка земли и недвижимости в городе будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
 
 
 
 
Управляющий  делами
С.Д.Синякова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 
к городской целевой программе “Развитие земельной реформы в г. Ростове-на-Дону на 2001-2002годы”
 
 
 
Перечень основных мероприятий по реализации Программы и объем финансирования за счет средств городского бюджета
 
Перечень работ Всего
2001-2002гг. 2001г. 2002г.
Оценка земель и зонирование территорий 1050 450 600
Завершение сплошной инвентаризация городских Земель 3704 754 2950.0
Совершенствование, поддержание, ведение и эксплуатация единого государственного реестра земель 250.0 _______ 250.0
Создание кадастра недвижимости на основе ЕГРЗ 300.0 _______ 300.0
Создание системы правового зонирования городских земель 250.0 _______ 250.0
Создание и поддержание системы ведения государственной регистрации прав на землю и др. недвижимого имущества и сделок с ним 200.0 _______ 200.0
Создание единой межведомственной системы
контроля платежей и поддержание ее в актуальном состоянии. 600.0 _______ 600
Создание единой базы данных муниципальных
учреждений и предприятий в отношении земли и недвижимости 300.0 _______ 300.0
ИТОГО: 6654 1204 5450
 
 
Управляющий  делами
С.Д.Синякова