N 28390-ИМ/Д23 от 17 декабря 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2011 г. N 28390-ИМ/Д23
Минэкономразвития России, рассмотрев обращение исполняющего обязанности губернатора области по вопросу распоряжения земельными (лесными) участками, сообщает.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса.
Кроме того, решение об образовании земельных участков является документом, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Учитывая положения п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков обладают исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также сообщаем, что согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в том числе могут быть отнесены иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли (не предусмотренные абз. 2, 3, 4 и 5 п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Таким образом, государственная регистрация договора аренды лесного участка может быть осуществлена после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный лесной участок.
Отказ Росимущества в подаче документов на государственную регистрацию права Российской Федерации на указанные земельные участки по причине их образования на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по мнению Минэкономразвития России, недопустим.
Дополнительно сообщаем, что указанная позиция Минэкономразвития России направлена в Росимущество для исполнения и учета в работе.
И.Е.МАНЫЛОВ
17.12.2011