ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


N 28022-ИМ/Д23 от 13 декабря 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 декабря 2011 г. N 28022-ИМ/Д23

 

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации и сообщает следующее.

1. По вопросу изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" были реализованы меры, направленные на расширение объекта налогообложения по земельному налогу.

В частности, земельным налогом стали облагаться земельные участки, входящие в состав имущества паевых инвестиционных фондов. Ранее данные земельные участки не облагались налогом, что позволяло использовать данный инструмент для формирования так называемых земельных банков со спекулятивной целью их дальнейшей перепродажи. Реализация указанной меры сделала невыгодным спекуляцию данными участками на рынке недвижимости и создала стимулы к их эффективному использованию.

В части предложения по введению повышающих коэффициентов к ставке земельного налога в случае неиспользования земельного участка или его использования не в соответствии с целевым назначением сообщаем, что такой механизм придаст налогу характер санкции, что противоречит основным началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. По вопросу сокращения срока освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения с 2 лет до 1 года и срока неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, по истечении которого земельный участок может быть изъят у правообладателя, с 3 до 1,5 года сообщаем.

В Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 435-ФЗ) указанные сроки предусмотрены в отношении всех видов сельскохозяйственных угодий.

Таким образом, в отсутствие правоприменительной практики реализации новых норм Закона об обороте внесение изменений в него по данному вопросу считаем нецелесообразным.

3. По вопросу о законодательном установлении возможности принудительного изъятия земельного участка без привлечения к административной ответственности сообщаем.

Законом N 435-ФЗ внесены изменения в Закон об обороте, касающиеся порядка принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, Законом об обороте в достаточной степени урегулированы основания, особенности и порядок принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком и аренды земельного участка, которое устанавливается посредством административного производства.

4. По вопросу установления в Российской Федерации системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и осуществления государственного земельного надзора и контроля сообщаем следующее.

В соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Статьей 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусмотрена система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, создание и обеспечение функционирования которой осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включающая информацию о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р утверждена Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование по данному вопросу дополнения не требует.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (ст. 23.21 Кодекса).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере в том числе защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору").

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370").

Вышеуказанные специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами (п. 2 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689).

Таким образом, согласно Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, Закону N 294-ФЗ и ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется как в форме проверок, так и в форме систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

5. По вопросу признания права собственности на невостребованные земельные доли сообщаем.

Порядок признания земельной доли невостребованной установлен ст. 12.1 Закона об обороте, которая предусматривает упрощенную процедуру признания права муниципальной собственности (поселения или городского округа) по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

6. По вопросу увеличения штрафных санкций за совершение административных правонарушений по ст. ст. 8.6 - 8.8, 19.5 Кодекса сообщаем следующее.

Законом N 435-ФЗ в ст. 8.8 Кодекса внесены изменения в части изменения диспозиции данной нормы и увеличения штрафных санкций.

 

И.Е.МАНЫЛОВ

13.12.2011