ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


N ОГ-Д23-885 от 10 августа 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 августа 2011 г. N ОГ-Д23-885

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по отдельным вопросам приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности (далее - земельный участок), собственниками расположенного на нем объекта недвижимости и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

По первому вопросу

Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданами - собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

В частности, п. 3 ст. 36 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 Земельного кодекса, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В то же время из обращения следует, что земельный участок в 1957 г. был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей ведения личного подсобного хозяйства лицу, которое не является участником общей долевой собственности на расположенный на нем объект недвижимости.

При этом согласно ст. 20 Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.

Учитывая изложенное, приобретение участниками общей долевой собственности на объект недвижимости права собственности на земельный участок возможно только после прекращения права на земельный участок лица, которому он был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей ведения личного подсобного хозяйства.

По второму и третьему вопросам

Содержащаяся в обращении информация является недостаточной и не позволяет сделать вывод о правомерности/неправомерности государственной регистрации права собственности на 1/2 неделимого земельного участка в описываемой ситуации.

Вместе с тем следует отметить, что государственная регистрация права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

При этом Законом о регистрации не предусмотрена обязанность по совместному обращению граждан за государственной регистрацией права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, в том числе земельный участок, занятый зданием или сооружением.

Кроме того, согласно положениям п. п. 9 и 11 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Минюста России от 25.03.2003 N 70, для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности каждый из участников общей долевой собственности может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество независимо от того, обращаются ли за государственной регистрацией другие участники общей долевой собственности.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно сложившейся судебной практике (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления иска об оспаривании соответствующего зарегистрированного права. Ответчиком по иску является лицо, за которым зарегистрировано спорное право. Решения судов по таким искам являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

10.08.2011