ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


N ОГ-Д23-768 от 1 августа 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 августа 2011 г. N ОГ-Д23-768

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о правомерности действий администрации области, связанных с предоставлением гражданам в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по оценке решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Относительно правомерности действий администрации области, связанных с предоставлением гражданам в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сообщаем, что в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Вместе с тем в части своей компетенции по вопросу о возможности приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства, считаем возможным отметить следующее.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

Вышеуказанными положениями прямо определены виды объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), обладая которыми заинтересованное лицо приобретает исключительные права на земельный участок. Указанное утверждение основывается также на положениях п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не выделяет каких-либо существенных особенностей порядка регистрации сделок с объектами незавершенного строительства.

Следует отметить, что п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как правило, судебные органы отказывают собственнику объекта незавершенного строительства в реализации исключительных прав на землю по причине отсутствия в положениях п. 1 ст. 36 Земельного кодекса такого объекта недвижимости, как "объект незавершенного строительства".

При этом при предоставлении земельного участка в аренду применение положений ст. 36 Земельного кодекса к объектам незавершенного строительства судебными органами исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Вместе с тем в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23.12.2008 N 8985/08, хотя в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относятся приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Так, ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ определено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Положения указанной статьи однозначно указывают не только на право, но и на обязанность отчуждения объекта незавершенного строительства вместе с земельным участком.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что п. 1 ст. 36 Земельного кодекса предусмотрены определенные объекты недвижимого имущества, наличие которых в собственности гарантирует собственнику таких объектов преимущественное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на земельные участки, на которых расположены эти объекты. При этом указанные в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса объекты недвижимого имущества не совпадают с понятием "недвижимое имущество", закрепленным Гражданским кодексом.

Кроме того, применение порядка выкупа земельных участков собственниками находящихся на этих земельных участках объектов незавершенного строительства, установленного п. 1 ст. 36 Земельного кодекса, возможно только в случаях, прямо указанных в законе. При этом земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, могут быть предоставлены без торгов собственникам данного объекта в аренду в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН