N ОГ-Д23-1861 от 28 октября 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2011 г. N ОГ-Д23-1861
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об отнесении земельных участков из земель особо охраняемых территорий и объектов, занятых водными объектами, к водным объектам земель водного фонда и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Земельный участок, занятый водным объектом, может быть отнесен к иной кроме земель водного фонда категории в случае соответствия вида разрешенного использования земельного участка водному объекту. В частности, таким примером может служить земельный участок из состава земель рекреационного назначения, предназначенный для размещения дома рыболова, а также иные аналогичные объекты, непосредственно связанные с водными объектами.
Поскольку земельные участки, занятые водными объектами, могут быть отнесены не только к землям водного фонда, но и к землям иной категории в соответствии с действующим законодательством, перевод земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли водного фонда считаем нецелесообразным.
Вместе с тем по существу изложенных в обращении вопросов сообщаем следующее.
1. В отношении перевода земель особо охраняемых природных территорий и объектов (земель иной категории) в земли водного фонда.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае, если земли заняты водными объектами.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 172-ФЗ перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Порядок включения (создания) и исключения земельных участков из земель особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального и местного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 95 Земельного кодекса).
2. В отношении исчисления арендных платежей на участок из земель водного фонда с видом разрешенного использования "для рекреационных целей", "целей любительского рыболовства и рыбоводства".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено п. п. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса.
Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Водного кодекса (ст. 50 Водного кодекса).
Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г., существенно изменен порядок предоставления в пользование водных объектов и отменена система лицензирования использования поверхностных водных объектов. Пунктом 3 ст. 11 Водного кодекса установлено, что не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется в том числе для рыболовства, товарного рыбоводства, охоты.
Отмечаем, что, в случае если земельный участок, в границах которого расположен водный объект, предоставлен на праве аренды и если такой водный объект не отнесен к землям водного фонда, заключения договора водопользования не требуется и на пользование таким земельным участком распространяются правила земельного и гражданского законодательства. При этом названным земельным участком может пользоваться (иметь доступ на такой земельный участок) только ограниченный круг лиц, указанный в договоре аренды.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. В свою очередь, договор водопользования разрешает осуществление установленных законом видов деятельности строго за плату и одновременно с этим такой водный объект остается объектом общего пользования при условии соблюдения ограничений и запретов.
Разграничение права собственности на водные объекты осуществляется в следующем порядке:
1) земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
2) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации;
3) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;
4) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 20 Водного кодекса).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
28.10.2011