N ОГ-Д23-107 от 20 июня 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2011 г. N ОГ-Д23-107
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате раздела ранее учтенного земельного участка (далее - исходный земельный участок), которому при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование "единое землепользование" (далее - единое землепользование), и государственного кадастрового учета изменений исходного земельного участка и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее. В соответствии с п. 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), при разделе единого землепользования такой исходный земельный участок сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков. Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков. Порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков установлен п. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 60 Порядка измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с прежним кадастровым номером, но в измененных границах. Таким образом, положения п. 4 ст. 22.2 Закона о регистрации не распространяются в отношении исходных земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах. В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Закона о регистрации отсутствие государственной регистрации права на исходный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него земельные участки. Кроме того, необходимо отметить, что Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 1 марта 2010 г., из ст. 22.2 Закона о регистрации исключен пп. 2 п. 3, в соответствии с которым обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый паспорт земельного участка. В отношении государственного кадастрового учета изменений преобразуемого объекта недвижимости необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3 и 3.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" такой государственный кадастровый учет осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки либо в соответствующих случаях государственной регистрации аренды.
Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АБРАМЧЕНКО