ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


N исх-01/3416-10 от 20 июля 2010 г. О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВОПРОСАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ"

 

ПИСЬМО

от 20 июля 2010 г. N исх-01/3416-10

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВОПРОСАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ

 

По результатам методического семинара-совещания, проведенного 06.07.2010 в ГУП МО "МОБТИ" с участием сотрудников, осуществляющих судебно-технические и землеустроительные экспертизы, направляем прилагаемые рекомендации по вопросам выполнения экспертиз, касающихся описаний местоположения границ земельных участков, подготовленные Управлением организации и правового обеспечения кадастровой деятельности и землеустройства совместно с Правовым управлением ГУП МО "МОБТИ".

Прошу директоров филиалов организовать ознакомление с указанными рекомендациями сотрудников ГУП МО "МОБТИ", выполняющих соответствующие экспертные исследования.

 

Генеральный директор

В.А. Денисов

 

 

 

 

 

Приложение

к письму ГУП МО "МОБТИ"

от 20 июля 2010 г. N исх-01/3416-10

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ, КАСАЮЩИХСЯ ОПИСАНИЙ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 

В рамках выполнения соответствующих экспертных исследований могут проводиться экспертизы, связанные с определением местоположения границ земельных участков, в частности, при рассмотрении в судебном порядке требований о признании права на земельный участок (пункт 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации ), об образовании земельных участков, в том числе по спорам о выделе доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ, пункт 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации , пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), по земельным спорам о согласовании местоположения границ земельного участка (пункт 1 статьи 64 ЗК РФ, часть 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ).

--------------------------------

Далее - ЗК РФ.

Далее - ГК РФ.

Далее также - Закон о кадастре.

 

Принимая во внимание принципы судебно-экспертной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, включая независимость эксперта, объективность, всесторонность и полноту проводимого им исследования, не предрешая вопросы о самостоятельно выбираемых экспертом методах и средствах, используемых при проведении вышеуказанных экспертиз, в порядке рекомендации обращаем внимание на следующее.

По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" .

--------------------------------

Далее - Закон о регистрации.

 

Согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Исходя из пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в кадастр сведениями о последнем, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, например, если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (часть 11 статьи 45 Закона о кадастре).

--------------------------------

Далее - кадастр.

 

Таким образом, описание земельного участка в качестве объекта регистрируемого права (по общему правилу, поскольку иное не предусмотрено законодательством) связывается с необходимостью предварительного установления его характеристик в качестве индивидуально-определенной вещи как объекта государственного кадастрового учета , предусмотренного Законом о кадастре. В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре к числу уникальных характеристик земельного участка, вносимых в кадастр, относится описание местоположения границ земельного участка.

--------------------------------

Далее - кадастровый учет.

 

Для внесения в кадастр сведений о местоположении границ земельного участка в порядке, предусмотренном для осуществления кадастрового учета, представляется межевой план, что вытекает из части 2 статьи 16 и пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре. По общему правилу, при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).

Предлагаем принимать во внимание изложенное в целях проведения экспертиз, касающихся определения местоположения границ земельных участков, учитывая, что после вынесения решения суда, основанного на результатах экспертизы, использованных в качестве доказательства, земельный участок может выступать объектом кадастровых работ по подготовке межевого плана, что, в свою очередь, потребует определения местоположения (координат) его границ соответственно в дальнейшем объектом кадастрового учета и регистрируемого права.

При этом для обеспечения исполнения указанного решения (исключения разногласий по вопросам его исполнения при установлении границ земельного участка на местности) и возможности подготовки межевого плана в соответствии с экспертным вариантом описания границ, положенным в основу итогового решения по делу, сведения о местоположении границ земельного участка (с определением координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения кадастра) могут включаться в соответствующее экспертное заключение.

Настоящие рекомендации имеют сугубо информационно-справочный характер, не содержат общеобязательных правовых норм и официальных разъяснений законодательства, а также не могут рассматриваться препятствующими непосредственному применению нормативных правовых Российской Федерации или умаляющими предусмотренные федеральным законом принципы судебно-экспертной деятельности.