ПИСЬМО от 8 декабря 2006 г. N 03-06-03-04/99
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2006 г. N 03-06-03-04/99
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения размеров государственной пошлины при оформлении юридическим лицом в отделе Росрегистрации ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию, если оно ранее зарегистрировало свое право собственности на указанный объект недвижимости как не завершенный строительством, и результатов землеустройства, если оно разделило один земельный участок, право собственности на который ранее зарегистрировано в отделе Росрегистрации, на два, с присвоением новых кадастровых номеров, и сообщает.
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции на основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с положениями ч. 1, 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации по завершении строительства с соблюдением всех установленных требований выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое одновременно является основанием для постановки объекта на государственный учет либо внесения изменений в документы государственного учета.
При этом в силу п. п. 2, 3, 4 данной статьи Закона N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на земельный участок либо право пользования им, разрешения на строительство, проектно-сметной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Соответственно, право построить здание на земельном участке и возникновение права на построенное здание обусловлены наличием права на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества организациям в размере 7500 руб., физическим лицам - 500 руб., федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - 100 руб.
Таким образом, при оформлении ввода завершенного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию регистрируется возникновение права собственности на созданный объект недвижимого имущества, за регистрацию которого уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона N 122-ФЗ земельные участки относятся к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации.
Пунктами 1, 3 ст. 12 Закона N 122-ФЗ определено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).
Учитывая изложенное, если в результате раздела земельного участка образовалось два новых земельных участка, каждому из которых присвоен кадастровый номер, то за государственную регистрацию возникновения права собственности на каждый земельный участок должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.12.2006