ПИСЬМО от 5 сентября 2006 г. N 19-47-И/1033 О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2006 г. N 19-47-И/1033
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Управление ФНС России по Московской области разъясняет следующее.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение, в частности садоводческих товариществ, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. При этом определено, что земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого товарищества.
Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.
До принятия органом муниципального образования соответствующего нормативного правового акта в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вопросы налогообложения земельным налогом садоводческих товариществ регламентировались Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) и Инструкцией МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 56). При этом основанием для взимания земельного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Согласно пункту 26 Инструкции N 56 за земельные участки, на которые не получены соответствующие свидетельства, а также за земли общего пользования представлять налоговые декларации и уплачивать земельный налог должны правления этих товариществ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом предоставлены льготы. При этом льготы, предусмотренные ст. 12 этого Закона в отношении граждан за земли общего пользования, предоставленные садоводческому товариществу, не применяются.
При этом было установлено, что когда члены садоводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками (далее - свидетельства), исчисление земельного налога должно было производиться каждому из них налоговыми органами. В этом случае налогоплательщики - физические лица должны были уплачивать земельный налог на основании налогового уведомления, направленного им в установленные сроки налоговыми органами.
С 1 января 2006 года на территории Московской области земельный налог исчисляется в соответствии с главой 31 Кодекса и принятыми в соответствии с ним решениями местных органов власти о введении земельного налога на территориях муниципальных образований. То есть земельный налог в соответствии с Кодексом является местным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 главы 31 "Земельный налог" Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В этой связи за земельные участки, используемые гражданами - членами садоводческих товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих (в том числе выданных до принятия Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в установленном порядке), земельный налог должен взиматься с членов садоводческих товариществ на основании направленных им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления в установленном статьей 396 Кодекса порядке.
Получение членами таких товариществ документов, удостоверяющих их право собственности, владения или пользования земельными участками, не означает прекращения их членства в этих организациях и обязанностей соблюдения ими устава и порядка использования земельных участков, в том числе и обязанностей по возмещению затрат правлению этих организаций по уплате земельного налога за земли общего пользования.
Сводная налоговая декларация по земельному налогу, представляемая в налоговый орган председателем садоводческого товарищества, должна быть рассчитана с учетом наличия льгот у членов садоводческого товарищества. Вместе с декларацией (расчетом) по земельному налогу должны представляться документы, подтверждающие льготы по каждому члену садоводческого товарищества, в случае, если такие имеются.
Таким образом, начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которые полностью освобождены от уплаты земельного налога. Для возмещения расходов за плату за землю правление взыскивает взносы с членов товарищества (кооператива), которые в соответствии с законом не освобождены от уплаты земельного налога.
В соответствии с п. 4 статьи 396 Кодекса представительные органы муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления в размере одной третьей соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2006 г. в срок не позднее 1 августа и 1 октября года, являющегося налоговым периодом.
При этом следует отметить, что представительные органы муниципального образования при установлении земельного налога в соответствии с положениями Кодекса вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
В случае неуплаты земельного налога членами товарищества, по тем или иным причинам не вносящими соответствующие взносы, правлению садоводческого товарищества следует обратиться в органы местного самоуправления для изъятия земельных участков из земель садоводческого товарищества, закрепленных за такими членами.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии со статьей 47 Закона N 66-ФЗ садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
Граждане, получившие свидетельства на право собственности на землю, не представили требуемые документы для регистрации в налоговую инспекцию как налогоплательщики - физические лица. Следовательно, налоговый орган не может исчислить земельный налог членам садоводческого товарищества как физическим лицам.
Пересчет земельного налога физическим лицам возможен только с момента предъявления ими в налоговый орган соответствующих документов о праве собственности на земельные участки.
Заместитель руководителя
Управления ФНС России
по Московской области
А.Ф. Боев