ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 31 мая 2011 г. N Д23-2306

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 мая 2011 г. N Д23-2306

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о применении ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в частности, по вопросу о том, в каких случаях органы государственной власти вправе не устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, и о том, что запрет на реконструкцию здания не включает в себя запрет на его реконструкцию, которая не связана с изменением функционального назначения здания, и в пределах компетенции сообщает.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ в городах с численностью населения свыше 3 млн человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, на льготных условиях лицами, указанными в п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).

Лицами, приобретающими на льготных условиях в собственность земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на основании п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ являются коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, а также если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

На льготных условиях приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут также граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти объекты недвижимости возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Следовательно, в городах с численностью населения до 3 млн человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, на льготных условиях лицами, указанными в п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, органы государственной власти запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, не устанавливают.

На основании п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ органы государственной власти не устанавливают также запрет на реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, Департамент недвижимости считает, что в рамках п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ запрет на реконструкцию не распространяется, если реконструкция зданий, строений, сооружений не приведет к изменению их функционального назначения (вид разрешенного использования объекта капитального строительства).

При этом реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса).

В случае если использование земельных участков и объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, но которые могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса).

Аналогичные нормы предусмотрены в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса.

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

31.05.2011