ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 29 декабря 2010 г. N 25973-ИМ/Д23

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 2010 г. N 25973-ИМ/Д23

 

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросам внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию и осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков в связи с изменением категории земель и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о территории объекта культурного наследия

Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) для земельных участков и земель, включенных в территорию объекта культурного наследия, устанавливается особый режим использования, направленный на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, в том числе ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, сведения о территории объекта культурного наследия могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Законом о кадастре для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся в том числе зоны охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия.

Порядок указанного информационного взаимодействия установлен Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение об информационном взаимодействии).

Согласно п. 13 Положения об информационном взаимодействии орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Позиция Минэкономразвития России о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и отражении в кадастровом паспорте земельного участка или кадастровой выписке о земельном участке сведений о включении земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории изложена в Письме от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 (п. п. 2 и 4).

В отношении внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства, согласно Закону о землеустройстве, определяется при проведении работ по землеустройству (описание местоположения границ объекта землеустройства).

В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и Требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее - Постановление).

Таким образом, с даты вступления в силу Постановления сведения о зоне с особыми условиями использования территории могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства.

Необходимо отметить, что согласно положениям ст. 23 Закона о землеустройстве, п. 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, п. 5.27 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, карты (планы) объектов землеустройства подлежат утверждению Росреестром и его территориальными органами.

В случае если границы соответствующей зоны с особыми условиями использования территории были установлены до даты вступления в силу Постановления, сведения о такой зоне с особыми условиями использования территории могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании документов, предусмотренных п. 13 Положения об информационном взаимодействии.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости. Границы зон с особыми условиями использования территорий могут находиться на территории нескольких кадастровых районов, что не препятствует внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таких зонах.

2. О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении (обременении) земельного участка

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий. В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в государственный кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, сведения о включении земельного участка в границы территории объекта культурного наследия могут быть включены в государственный кадастр недвижимости как сведения об ограничении (обременении) земельного участка в связи с нахождением данного земельного участка в границах территории объекта культурного наследия при наличии зарегистрированного в соответствии с Законом о регистрации такого ограничения (обременения) прав.

Сведения об обременении земельного участка указываются в разд. В.3, В.4 кадастрового паспорта земельного участка или в формах КВ.3, КВ.4 кадастровой выписки о земельном участке.

3. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

Согласно ст. 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Законом об объектах культурного наследия.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий.

При этом, как следует из обращения и прилагаемых к нему документов, земельные участки, включенные в состав территории объекта культурного наследия регионального значения - монастыря второй половины XIX - начала XX вв. в поселке санатория Ленинского муниципального района Московской области, в соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса, относятся к землям населенных пунктов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 1 Закона о переводе).

Согласно ст. 3 Закона о переводе акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - акт о переводе) принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направленного заинтересованным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о переводе установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В данном случае Законом о переводе не требуется принятия акта о переводе.

Установлением или изменением границ населенных пунктов согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса является:

- утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

- утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Таким образом, исключение на основании одного из вышеуказанных документов земель или земельных участков в составе таких земель из границ населенных пунктов влечет перевод указанных земель или земельных участков в составе таких земель из земель населенных пунктов в другие категории.

Дополнительно сообщаем, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

4. Осуществление государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением его категории

В соответствии со ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и документов, предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Согласно п. 12 Положения об информационном взаимодействии орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в п. п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (сведения о категории земель предусмотрены п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).

Учитывая изложенное, государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением сведений о категории земельного участка осуществляется на основании:

- соответствующего заявления и документов, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, представленных в орган кадастрового учета лицами, указанными в ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре;

- документа, указанного в п. 12 Положения об информационном взаимодействии, направленного в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре).

При этом необходимо отметить, что акт, устанавливающий границу населенного пункта, в рассматриваемом в обращении случае может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением сведений о его категории в случае, если в указанном акте содержатся сведения об исключении указанного земельного участка (сведения о его кадастровом номере) из границ населенного пункта, в том числе в составе земель, исключаемых из границ населенного пункта.

 

И.Е.МАНЫЛОВ

29.12.2010