Письмо Д23-1102 об отсутствии оснований для приостановления в осуществлении кадастрового учета
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)
ПИСЬМО
ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СЛУЧАЕ РАСХОЖДЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПЛОЩАДИ И КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, УКАЗАННЫХ В СХЕМЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ И
В МЕЖЕВОМ ПЛАНЕ
от 18.03.2011 г. № Д23-1102
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение общества с ограниченной ответственностью по вопросу о наличии оснований для принятия решений о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае расхождения значений площади и координат характерных точек границы земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Схема) и в межевом плане, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по вопросу, изложенному в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В связи с этим Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и Требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», предусмотрены оформление межевых планов с учетом утвержденных органами местного самоуправления Схем и включение копий таких документов в приложения к межевому плану.
При этом необходимо учитывать, что Схема подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ и расхождения в сведениях о земельном участке, содержащихся в Схеме и в межевом плане, неизбежны.
Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации не содержит требований к Схеме (в том числе не содержит перечня характеристик земельного участка, которые должны быть отражены в соответствующей Схеме). Также Земельный кодекс Российской Федерации и Закон о кадастре не определяют параметров возможных отклонений значений координат и площади земельного участка в Схеме и подготовленном с учетом такой Схемы межевом плане.
По мнению Департамента недвижимости, указанные параметры должны быть определены федеральным законом. Так, например, Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте), предусматривающие в том числе, что в результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов (ч. 16 ст. 13.1 Закона об обороте).
Дополнительно необходимо отметить, что Закон о кадастре не содержит положений, в соответствии с которыми государственный кадастровый учет земельных участков может быть приостановлен либо в осуществлении его может быть отказано в связи с несоответствием сведений о земельном участке, содержащихся в представленных на государственный кадастровый учет документах.
Между тем полагаем целесообразным при подготовке межевого плана в указанном случае дополнительно обосновывать результаты кадастровых работ в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, несоответствие площади и координат характерных точек границы земельного участка, указанных в межевом плане и Схеме, не может являться основанием для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заместитель директора
Департамента недвижимости В.В. Абрамченко