ПИСЬМО от 18 сентября 2019 г. N 03-13-11/71711 "О предложениях по внесению изменений в законодательство об акцизах, НДС, по отмене налога на имущество физлиц, транспортного и земельного налогов."
ПИСЬМО от 18 сентября 2019 г. N 03-13-11/71711 "О предложениях по внесению изменений в законодательство об акцизах, НДС, по отмене налога на имущество физлиц, транспортного и земельного налогов."
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства.
Ставки акцизов, в том числе на автомобильный бензин и дизельное топливо, установлены статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в твердой сумме (в рублях за единицу измерения в натуральном выражении). Поэтому их индексация осуществляется на ежегодной основе с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
При этом уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми, а также других факторов. Указанные факторы учитываются нефтяными компаниями при установлении цен на производимые ими товары.
С 1 января 2019 года налоговым законодательством предусмотрен механизм, демотивирующий налогоплательщиков акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо к повышению оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на внутреннем рынке, которые оказывают определенное воздействие на формирование розничных цен на эти товары.
Отмена акцизов на моторные топлива не приведет к существенному снижению розничных цен на потребляемые населением товары, работы, услуги. При этом не ожидается и соразмерного увеличения налогообложения прибыли нефтеперерабатывающих компаний, изъятие которой, даже с учетом предложенного Вами увеличения, могло бы восполнить в таком случае выпадающие доходы бюджетной системы.
Что касается налога на добавленную стоимость, то с 1 января 2019 года повышен размер ставки данного налога с 18 до 20 процентов.
В то же время сохраняются льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС, а также пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Указанное повышение ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Что касается предлагаемой отмены налогов на имущество и транспорт, то в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Кодекса предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 14 и 15 Кодекса транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный налог и налог на имущество физических лиц - к местным налогам, средства от уплаты которых зачисляются в доходы региональных (местных) бюджетов и направляются на решение социально-экономических вопросов на территории субъекта Российской Федерации (муниципальных образований).
Указанные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на соответствующей территории в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.
Таким образом, вопросы, касающиеся введения в действие или прекращения действия региональных и местных налогов на соответствующей территории, относятся к компетенции соответственно законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.