Об отнесении объектов ОС к движимому или недвижимому имуществу в целях налога на имущество организаций.
ПИСЬМО от 30 июля 2019 г. N БС-4-21/14997
Об отнесении объектов ОС к движимому или недвижимому имуществу в целях налога на имущество организаций.
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 02.07.2019 об отнесении объектов основных средств к движимому или недвижимому имуществу и сообщает.
В полномочия ФНС России не входит направление общеобязательных разъяснений законодательства Российской Федерации об условиях классификации видов имущества, в том числе в целях бухгалтерского учета и гражданского оборота, а также предварительное определение (подтверждение) видов объекта имущества на предмет соответствия их правовым критериям, предъявляемым к движимым или недвижимым вещам.
Вместе с тем по указанному вопросу, учитывая проработку оснований для налогообложения отдельных видов имущества, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие "недвижимое имущество" в Кодексе, а также в правилах ведения бухгалтерского учета не определено.
В соответствии со статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в федеральном законе.
Кроме того, квалификация объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений) определена Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Вышеперечисленные правовые акты содержат следующие критерии для квалификации объекта имущества в качестве недвижимости:
- наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
- при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в том числе наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках.
Дополнительно в ходе налоговой проверки налоговыми органами (при наличии предусмотренных Кодексом оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация).
Также полагаем необходимым учитывать по рассматриваемому вопросу сложившуюся судебную практику, в том числе постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539 по делу N А40-176218/2017, от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018.
Представленная информация принята к сведению.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
30.07.2019
Согласно подпункту 1 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ авансовый платеж по налогу на имущество рассчитывается как 1/4 кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на налоговую ставку.
В данный порядок исчисления авансовых платежей Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ внесены изменения, из которых следует, что при исчислении суммы авансового платежа может применяться кадастровая стоимость, отличная от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода.
вступают в силу с 1 января 2020 года. До вступления в силу указанных изменений правовые основания для применения кадастровой стоимости объекта налогообложения, измененной в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, при исчислении авансовых платежей по налогу отсутствуют.