ПИСЬМО от 22 декабря 2017 г. N Д23и-7356
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2017 г. N Д23и-7356
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
1. Согласно пунктам 27 и 43 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается также в случае, если границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта, такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.
Частью 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ также установлено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования или населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН, а также дано понятие пересечения границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков.
Таким образом, Законом N 218-ФЗ установлено, что наличие пересечения границ земельного участка с границами населенного пункта и муниципального образования не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка только в случае наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого муниципального образования или населенного пункта.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что:
границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 Земельного кодекса);
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Земельным кодексом также не установлены исключения, в отношении каких земельных участков положения пункта 3 статьи 11.9 и пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса могут не применяться.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а не пункт 8 статьи 1.
Исходя из положений пункта 8 статьи 1, пункта 1 статьи 77, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса, части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" любой земельный участок (в том числе и многоконтурный) может быть отнесен только к одной категории земель и, соответственно, не может располагаться одновременно в границах и за границами населенного пункта.
Также пунктом 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267, установлено, что административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Таким образом, требование об отсутствии пересечений относится и к границам земельных участков, и к границам населенных пунктов, муниципальных образований и, соответственно, должно соблюдаться как при подготовке описания границ населенного пункта, муниципального образования, так и при определении местоположения границ земельных участков.
2. Согласно части 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.
Правообладателями земельных участков согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости, положения части 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ применяются в том числе и в отношении земельных участков, права аренды на которые возникли до 1 января 2016 года по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующих лесных участков и не прекращены.
Считаем также необходимым отметить, что письма Росреестра, Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Врио заместителя директора
Департамента недвижимости
А.В.НУПРИЕНКОВА