ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 13 сентября 2017 г. N Д23и-5318

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 13 сентября 2017 г. N Д23и-5318
 
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) в рамках компетенции рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение о Росреестре), полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и преодставлению сведений из ЕГРН, а также руководству деятельностью своих территориальных органов отнесены к компетенции Росреестра.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Вместе с тем частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, законодательством Российской Федерации определено право органа регистрации прав на предоставление полномочий по осуществлению отдельных функций федерального органа исполнительной власти подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению, и, следовательно, внесение изменений в Устав такого учреждения не противоречит положениям Закона N 135-ФЗ.
При этом полномочия органа регистрации прав по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверке наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не могут быть переданы такому учреждению.
Целью деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Уставом учреждение осуществляет только технологические функции, в том числе по приему и выдаче документов, представлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по переводу в электронную форму архивных реестровых дел, хранящихся на бумажном носителе, а также оказывает информационные, справочные, аналитические и консультационные услуги.
Приказом Росреестра от 28 июня 2017 г. N П/0302 в Устав ФГБУ "ФКП Росреестра" внесены изменения, обеспечивающие возможность для учреждения выполнения в том числе кадастровых работ с целью осуществления кадастрового учета изменений в связи с исправлением реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, кадастровых работ в отношении объектов недвижимости федеральной собственности, а также землеустроительных работ, подготовке землеустроительной документации.
Согласно статье 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Росреестре полномочия по ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также федеральному государственному надзору в области землеустройства отнесены к компетенции Росреестра и не переданы ФГБУ "ФКП Росреестра".
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Закона N 221-ФЗ, - кадастровый инженер.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Согласно статье 33 Закона N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. При этом указанное юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.
Обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также права и обязанности кадастрового инженера, иные требования, в том числе к выполнению кадастровых работ и заключению договора подряда на выполнение кадастровых работ, определены Законом N 221-ФЗ. Исключения для кадастровых инженеров, осуществляющих кадастровую деятельность на основании трудового договора с ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве его работников, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Согласно статье 35 Закона N 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона N 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, присутствие на рынке кадастровых работ ФГБУ "ФКП Росреестра" не лишит выбора заказчиков таких работ и не ограничит права других участников рынка на заключение договоров подряда.
Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с положениями статьи 12.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) в отношении кадастровых инженеров, осуществляющих кадастровую деятельность на основании трудового договора с ФГБУ "ФКП Росреестра", распространяются с учетом обязанностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом N 273-ФЗ и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
 
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ