ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 13 октября 2017 г. N ОГ-Д23-11426

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 13 октября 2017 г. N ОГ-Д23-11426
 
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса установлены особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которыми в результате раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом исходный земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
При этом государственный кадастровый учет измененных земельных участков осуществляется без дополнительного заявления одновременно с кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из таких земельных участков (часть 4 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации", далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема), которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении Схемы обязаны принять решение об утверждении Схемы (далее - Решение об утверждении схемы) или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Согласно пункту 18 статьи 11.10 Земельного кодекса в Решении об утверждении Схемы указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Таким образом, с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка или о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности на образуемый земельный участок вправе обратиться лицо, чье правомочие на обращение с соответствующим заявлением указано в Решении об утверждении схемы.
В отношении осуществления государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на образуемый земельный участок необходимо отметить следующее.
Законом N 218-ФЗ в настоящее время прямо не предусмотрено право лица, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, на обращение в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела такого земельного участка.
Исходя из положений пункта 2 части 3, пункта 9 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, части 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на образуемый земельный участок осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета такого участка.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета согласно пункту 1 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ осуществляется в том числе по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки, исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, вправе обратиться лицо, право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки у которого возникает в силу пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, в указанном в обращении случае может быть представлено либо одно заявление об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета образуемого земельного участка и государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на него или последовательно вначале заявление о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, а затем заявление об осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Дополнительно сообщаем, что в целях совершенствования законодательства в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости с учетом правоприменительной практики Минэкономразвития России совместно с Росреестром подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в целях общественного обсуждения был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ID 02/04/03-17/00063190), которым в том числе предусматривается расширение круга лиц, имеющих право на обращение в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса (пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ) в порядке, указанном в Примечании к статье 3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии со статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или по приобретению земельных участков в собственность является административным правонарушением.
 
Врио заместителя директора
Департамента недвижимости
А.В.НУПРИЕНКОВА