ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 23 июня 2017 г. N 03-01-11/39665

Вопрос: Об уплате жителями города НДФЛ, налога на имущество физлиц, транспортного и земельного налогов; о мерах финансовой (социальной) поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 23 июня 2017 г. N 03-01-11/39665
 
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел резолюцию митинга и сообщает.
По вопросу освобождения жителей г. Медногорска от налогов следует отметить.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) жителей одного города (населенного пункта) поставит рассматриваемую категорию налогоплательщиков в неравное (привилегированное) положение с другими физическими лицами, проживающими в других населенных пунктах.
Вместе с тем бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено зачисление налоговых доходов от НДФЛ в бюджеты городских поселений и городских округов от 10 до 15 процентов, что приведет в случае освобождения от НДФЛ к потере значительной части доходов соответствующего бюджета.
В части транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании статьи 15 НК РФ являются местными налогами.
Транспортный налог является источником формирования дорожных фондов.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которых направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).
Согласно статье 361.1 НК РФ освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Если сумма исчисленного транспортного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.
Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Также отмечаем, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 НК РФ).
На основании статей 387 и 399 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц соответственно устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Статьями 395 и 407 НК РФ определены категории налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты соответственно земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Кроме того, согласно статьям 387 и 399 НК РФ при установлении соответственно земельного налога и налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, которые не предусмотрены НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных с освобождением жителей города Медногорска от уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, находится в компетенции соответственно законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования, на территории которых введены эти налоги.
По вопросу ЖКХ
Согласно части 1 статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) финансирование услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 169 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 188 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 186 ЖК РФ).
Согласно статье 159 ЖК РФ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 указанной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Кроме того, статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В части пенсионного обеспечения
Одной из главных задач на протяжении ряда лет продолжает оставаться постепенное повышение материального обеспечения всех пенсионеров путем ежегодного увеличения общего размера пенсий.
Так, с 2008 года темп роста страховой (трудовой) пенсии составил около 300%, при этом инфляция за аналогичный период нарастающим итогом составила около 180 процентов. Таким образом, следует отметить, что за последние годы указанные пенсии росли темпами, значительно опережающими инфляцию.
Только за последние три года в результате индексации страховых (трудовых) пенсий в 2015 году на 11,4%, в 2016 году на 4% и в 2017 году на 5,4% средний размер страховой (трудовой) пенсии в среднем вырос более чем на 2 000 рублей.
При этом установление и индексация страховых пенсий в настоящее время осуществляются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Одновременно следует отметить, что установление среднего размера страховых пенсий на уровне 50% от среднего размера заработной платы в Российской Федерации может привести к существенному увеличению разбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, с чем согласиться не представляется возможным.
 
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
23.06.2017