ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 11 мая 2017 г. N 03-05-06-04/28327

Вопрос: О взимании платы с автомобилей, имеющих разрешенную массу свыше 12 т, в счет возмещения вреда автодорогам и об уплате в отношении них транспортного налога.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 11 мая 2017 г. N 03-05-06-04/28327
 
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу 12 тонн (далее - Плата), не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) данная Плата классифицируется как иная сумма принудительного изъятия. В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 46 БК РФ Плата поступает в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" система "Платон" создана в целях обеспечения взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 329 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Правила). Пунктом 4 Правил предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты устанавливаются в размере, не превышающем прогнозного размера доходов от сбора Платы, за вычетом размера средств, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год в качестве платы концедента в рамках заключенного концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы "Платон" в счет возмещения указанного вреда.
Таким образом, средства, привлеченные с помощью системы "Платон", в том числе направляются на мероприятия по строительству и реконструкции дорожно-транспортной инфраструктуры.
Кроме того, в соответствии со статьей 361.1 и пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) владельцам транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения, предоставляются льготы по уплате транспортного налога.
В соответствии со статьей 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
 
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
11.05.2017