ПИСЬМО от 8 сентября 2015 г. N Д28и-2588
Вопрос: О предложении по установлению требований по включению в контракты при осуществлении закупок компаниями с государственным участием дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции для строительства АЭС на территории РФ или внедрения новых технологий в производство промышленной продукции.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2015 г. N Д28и-2588
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу об установлении требований по включению в контракты, заключаемые в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции для строительства АЭС на территории Российской Федерации или внедрения новых технологий в производство промышленной продукции и сообщает.
В настоящее время государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества с долей государственного участия более пятидесяти процентов осуществляют закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Так, частью 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ также предусмотрено право установления Правительством Российской Федерации приоритета закупки товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.
Данная норма Закона N 223-ФЗ была принята до вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и до настоящего времени не реализована по следующим основаниям.
Базовые принципы ВТО предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) национальный режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные, муниципальные заказчики).
В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров для целей коммерческой реализации должен быть предоставлен национальный режим, поскольку такие закупки компаний с государственным участием и естественных монополий не являются правительственными в понимании статьи III ГАТТ.
Таким образом, установление приоритета товаров российского происхождения посредством издания соответствующего акта Правительства Российской Федерации при осуществлении закупок компаниями с государственным участием может трактоваться как нарушение базовых правил Всемирной торговой организации.
На основании изложенного в настоящее время реализовать предложение в рамках обязательств, которые Российская Федерация приняла на себя при вступлении в ВТО, не представляется возможным.
Вместе с тем Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 г. подписан Федеральный закон N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанный закон направлен на создание и обеспечение функционирования механизма координации деятельности по размещению заказов на закупку импортного оборудования, работ и услуг за рубежом в рамках крупных инвестиционных проектов либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки.
Таким образом, положения указанного закона позволят координировать деятельность заказчиков по размещению заказов на поставку отечественного промышленного оборудования в рамках инвестиционных проектов.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
08.09.2015