ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 21 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12776

Вопрос: О применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 21 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12776
 
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции в части применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) сообщает.
Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также регламентирует порядок и процедуры отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на всей территории Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ (статья 2 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 Закона N 94-ФЗ.
При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (часть 7.2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Положениями Закона N 94-ФЗ не предусмотрена разработка универсальной методики определения начальной цены государственного или муниципального контракта, так как порядок формирования начальной цены контрактов не является предметом регулирования Закона, положения которого регламентируют порядок и процедуры закупок. Фактически формирование объема и предельной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд происходит при формировании государственными или муниципальными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий (плановый) период в процессе бюджетного планирования.
Пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что для определения функционально-технологических конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства и капитального ремонта необходимо разработать проектную документацию. В состав проектной документации объектов капитального строительства включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (подпункт 11 пункта 12 статьи 48 ГрК РФ).
Таким образом, смета расходов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства является основным документом, позволяющим заказчику установить начальную (максимальную) цену государственного или муниципального контракта.
Согласно статье 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе в электронной форме разрабатывается заказчиком и должна содержать в том числе начальную (максимальную) цену контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания (части 2 и 3 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ).
На основании содержащейся в документации об аукционе в электронной форме и проекте контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг информации о начальной (максимальной) цене контракта, сроках и так далее потенциальный поставщик самостоятельно принимает решение об участии в размещении конкретного заказа.
В соответствии с положениями Закона по результатам аукциона в электронной форме контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем аукциона в электронной форме (часть 10 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ).
После определения победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента.
Позиция Минэкономразвития России и ФАС России по расчету коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов, изложена в совместном письме от 19 августа 2009 г. N 13613-АП/Д05, от 18 августа 2009 г. N ИА/27690 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Контракт, заключаемый по итогам проведения торгов, должен содержать перечень работ, установленных заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов выполнения контракта). При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 7 мая 2009 г. N 13786-ИМ/08 "О рекомендациях по определению цены государственного или муниципального контракта" определение начальной (максимальной) цены конкурса (аукциона) рекомендуется производить с применением индексов пересчета, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов, и индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, учитывающих инфляционные процессы, возникающие в процессе строительства. Индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, выполняемых в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом в пределах твердой договорной цены.
Законом N 94-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с приемкой выполненных работ, за исключением определенного частью 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ положения о том, что в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Статьей 62 Закона N 94-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять контроль за деятельностью заказчика, а также давать оценку правомерности его действий. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации действия заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
 
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
21.09.2015