ПИСЬМО от 30 ноября 2016 г. N Д23и-5857
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2016 г. N Д23и-5857
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
По информации Росреестра решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами (собственность физического лица) (аренда в пользу этого же физического лица) (далее - Межевой план 1).
Однако в Межевом плане 1, подготовленном в форме электронного документа в виде XML-документа, был неверно указан способ образования земельного участка.
По информации Росреестра решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принято в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами (общая долевая собственность физических лиц) (аренда в пользу иного физического лица) (далее - Межевой план 2).
В Межевом плане 2 был неверно указан способ образования земельного участка "перераспределение" (вместо "объединение").
Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Из содержания положений пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование одного земельного участка в результате перераспределения двух земельных участков не допускается, равно как и образование двух земельных участков в результате перераспределения земель и одного земельного участка.
Учитывая, что в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение является одним из способов образования земельных участков, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой осуществляется с учетом требований к образуемым и измененным земельным участкам, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации). Разработка проекта межевания территории также должна осуществляться с учетом требований к образуемым и измененным земельным участкам.
Кроме того, отмечаем, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в исключительных случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, можно предположить, что образование вышеуказанных земельных участков, в отношении которых подготовлены Межевые планы 1 и 2, осуществляется путем объединения земельных участков.
По информации Росреестра решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами, правообладателем которого является муниципальное образование и правообладателем которого является физическое лицо.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 11.6 Земельного кодекса при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. Статья 11.6 Земельного кодекса в отличие от статьи 11.7 Земельного кодекса (и соответствующих положений главы V.4 Земельного кодекса), регулирующей порядок перераспределения земельных участков, не устанавливает возможность преобразования земельных участков, находящихся в государственной (в том числе неразграниченной), муниципальной собственности и частной собственности, путем их объединения.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
А.В.ТРИФОНОВ
30.11.2016