ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


О распространении положений п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ

Вопрос: О распространении положений п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ на определение размера арендной платы по заключенным до 01.03.2015 договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 июля 2015 г. N Д23и-3116

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев письмо относительно установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с этим необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), вступившей в силу с 1 марта 2015 года, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 Гражданского кодекса).

При этом условия договора о порядке определения размера арендной платы могут быть пересмотрены с взаимного согласия сторон, но не чаще одного раза в год (статьи 421 и 614 Гражданского кодекса).

Между тем согласно правовой позиции судов различных инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-2862 по делу N А41-31746/13 и др.) ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.

Согласно принципу запрета необоснованных предпочтений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1120), порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В этой связи Департамент недвижимости полагает возможным распространение положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса на ранее заключенные договоры аренды земельных участков с учетом положений статьи 614 Гражданского кодекса.

 

Директор

Департамента недвижимости

Р.М.ЮСУПОВ

06.07.2015