Об установлении налога на имущество физлиц и земельного налога.
Вопрос: Об установлении налога на имущество физлиц и земельного налога.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2015 г. N 03-05-06-02/71291
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-п, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В развитие конституционной нормы в статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно всеобщности и равенства налогообложения.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц установлены соответственно главой 31 и главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Указанные налоги входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками имущественных налогов, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Также следует иметь в виду, что земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать пониженные налоговые ставки и предоставлять налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
До 1 января 2015 года налогообложение имущества физических лиц осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 Налогового кодекса, определяющая порядок исчисления налога на имущество физических лиц.
Статьей 402 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действовавшего ранее порядка).
При этом обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, государственной кадастровой оценки, является Минэкономразвития России.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с увеличением кадастровой и инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В.А.ПРОКАЕВ
07.12.2015