Вопрос: Организация-застройщик получила от администрации муниципального образования разрешение на ст
Вопрос: Организация-застройщик получила от администрации муниципального образования разрешение на строительство нежилого помещения (бизнес-центра) на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования, выполнила строительство объекта и получила разрешение на ввод помещения в эксплуатацию от 01.09.2012. Однако 01.11.2012 глава муниципального образования издал постановление об отмене разрешительных документов, выданных органом местного самоуправления на территории муниципального образования в период с 01.05.2012 по 31.10.2012. Правомерно ли издание такого постановления при отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих незаконность выданного разрешения организации?
Ответ: При отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих незаконность выданных ранее органом местного самоуправления муниципального образования разрешений на строительство объекта недвижимости и на ввод его в эксплуатацию, постановление главы муниципального образования об отмене данных разрешений не соответствует законодательству РФ.
Таким образом, издание постановления, отменяющего выданное ранее организации разрешение о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, является незаконным. Следовательно, действия главы городского округа неправомерны.
Данный вывод подкрепляется судебной практикой.
Обоснование: Согласно ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности в том числе относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Статья 55 ГрК РФ регулирует порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 указанной статьи разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В ГрК РФ нет норм, в соответствии с которыми федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отменить выданные разрешения на строительство объекта недвижимости и на ввод его в эксплуатацию.
Таким образом, издание постановления, отменяющего выданное организации разрешение о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, является незаконным. Следовательно, действия главы городского округа неправомерны.
Данный вывод подкрепляется судебной практикой.
ФАС Московского округа в Постановлении от 02.10.2012 N А41-18341/11 рассмотрел аналогичный спор и по результатам рассмотрения дела указал, что действующее законодательство не содержит оснований, позволяющих соответствующим органам отменять разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Суд указал, что при отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих незаконность выданного разрешения на строительство, оснований полагать, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным, также не имеется.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 03.08.2012 N Ф09-5034/12 также подтверждает данный вывод. Так, ФАС Уральского округа подчеркнул, что в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Статьей 48 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм в их совокупности муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
04.12.2012