Вопрос: Организации (ОАО) принадлежит на праве аренды земельный участок.
Вопрос: Организации (ОАО) принадлежит на праве аренды земельный участок.
На основании заявления, поданного организацией, орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, выдал разрешение на строительство нежилого помещения.
Земельный участок, на котором находится объект капитального строительства, отнесен к землям историко-культурного назначения (разрешение на строительство согласовано с администрацией субъекта РФ, а также отражено в проектной документации с печатью администрации субъекта РФ).
Администрация органа местного самоуправления выдала организации разрешение на строительство на данном земельном участке.
В проект организации работ были внесены изменения по срокам строительства (сроки были продлены). В связи с этим организация обратилась в орган местного самоуправления с целью продлить выданное ранее разрешение на строительство объекта капитального строительства на данном земельном участке.
Орган местного самоуправления отказал в продлении выданного ранее разрешения на строительство, так как земельный участок относится к землям историко-культурного назначения и требуется заново согласовывать разрешение на строительство с администрацией субъекта РФ.
Правомерна ли позиция администрации органа местного самоуправления?
Ответ: Градостроительным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. При продлении разрешения на строительство данного объекта не требуется повторное согласование строительства на данном земельном участке с администрацией субъекта РФ.
Соответственно, позиция администрации органа местного самоуправления является неправомерной и администрация обязана продлить выданное ранее разрешение на строительство.
Обоснование: В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с ч. 12 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В силу ч. 2 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.
На основании ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ орган.
Часть 7 данной статьи определяет перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Среди них есть в том числе согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ документов.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано, в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Из анализа указанных норм можно сделать следующий вывод. В рассматриваемой ситуации земельный участок, на котором находится объект капитального строительства, отнесен к землям историко-культурного назначения, однако разрешение на строительство согласовано с администрацией субъекта РФ, а также отражено в проектной документации с печатью администрации субъекта РФ. Градостроительным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Таким образом, при продлении разрешения на строительство данного объекта не требуется повторное согласование строительства с администрацией субъекта РФ.
Следовательно, позиция администрации органа местного самоуправления является неправомерной. Администрация органа местного самоуправления обязана продлить выданное ранее разрешение на строительство.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.07.2012 N Ф03-2669/2012 рассмотрел аналогичный спор. Суд признал действия администрации органа местного самоуправления неправомерными и обязал продлить ранее выданное организации разрешение на строительство (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2011 N А45-21098/2010, ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2006 N Ф03-А51/05-1/4873).
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
28.01.2013