Вопрос: Организация-застройщик получила разрешение на строительство автостоянки, не требующей госуда
Вопрос: Организация-застройщик получила разрешение на строительство автостоянки, не требующей государственного строительного надзора. В ходе строительства организация-застройщик решила изменить параметры объекта (увеличить общую площадь и вместимость).
Организация получила положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации по данному объекту, а также разрешение на строительство измененного объекта. Организация направила в инспекцию государственного строительного надзора извещение о начале строительства, так как с учетом изменений объект подлежал обязательному строительному надзору. Инспекция провела плановую выездную проверку объекта капитального строительства, согласно акту по результатам проверки 90% работ на объекте завершены до начала проведения надзора.
Инспекция отказала организации в осуществлении строительного надзора в связи с тем, что осуществление государственного строительного надзора на завершенном строительством объекте невозможно.
Правомерно ли решение государственной строительной инспекции?
Ответ: Из анализа норм законодательства можно заключить, что не установлено такого основания для отказа в проведении государственного строительного надзора, как невозможность проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора.
Таким образом, решение государственной строительной инспекции неправомерно.
Данный вывод согласуется с позицией арбитражных судов.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляют проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч. 9 указанной статьи результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
В силу ч. 1 ст. 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируются ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГрК РФ одним из предметов государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пункт 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение), также раскрывает предмет государственного строительного надзора.
Согласно п. 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Из анализа указанных норм можно заключить, что не установлено такого основания для отказа в проведении государственного строительного надзора, как невозможность проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора.
Данный вывод согласуется с позицией арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2012 N А82-1458/2012).
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
26.02.2013