ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Администрация муниципального образования и организация заключили договор аренды земельного у

 

Вопрос: Администрация муниципального образования и организация заключили договор аренды земельного участка, согласно которому организации был передан земельный участок в аренду для размещения торговых площадок. После было принято постановление администрации муниципального образования о резервировании земель для муниципальных нужд (в целях реализации проекта планировки общественно-делового центра) с приложением схемы резервирования земель и перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью расположены в границах резервируемых земель. В числе зарезервированных на основании указанного постановления земель находится земельный участок, принадлежащий организации на праве аренды. Нарушает ли данное постановление права организации?

 

Ответ: Если между организацией и администрацией муниципального района заключен договор аренды земельного участка, но впоследствии было принято постановление муниципального района о резервировании земель, в том числе и сданных в аренду организации, для муниципальных нужд (в целях реализации проекта планировки общественно-делового центра), то данное постановление нарушает права организации.

 

Обоснование: Право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Она гласит о том, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Пункт 1 ст. 70.1 ЗК РФ говорит о том, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ.

В пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Из чего следует, что цели муниципального образования, указанные в постановлении главы управы, не соответствуют условиям, указанным в ст. 49 ЗК РФ.

В п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ установлено, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Рассматривая судебную практику, следует отметить, что Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что при рассмотрении дел, связанных с применением ст. 36 ЗК РФ, суды должны оценивать доводы органов местного самоуправления о невозможности предоставления в собственность спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В Постановлении ФАС Московского округа от 15.10.2012 N А41-7056/12 видим, что суд пришел к выводу о том, что резервирование земель допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, с соблюдением положений ст. 49 ЗК РФ и обоснованием необходимости такого резервирования.

Подобный случай отражен в Определении Верховного Суда РФ от 23.09.2009 N 59-Г09-15. Суд указал, что согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Из вышеперечисленного следует вывод, что постановление, изданное главой муниципального образования, не отвечает требованиям законодательства РФ и нарушает права организации и создает риск причинения убытков его предпринимательской деятельности.

 

Е.А.Горохова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.11.2012