ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Муниципальное образование в лице его исполнительного органа (далее - МО) опубликовало в СМИ

 

Вопрос: Муниципальное образование в лице его исполнительного органа (далее - МО) опубликовало в СМИ сообщение о подаче заявлений на установку рекламной конструкции. По истечении предусмотренного срока была подана только одна заявка. МО выдало единственному участнику разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключив с организацией договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Кроме того, МО заключило с организацией-заявителем договор аренды земельного участка для размещения рекламной конструкции без проведения торгов. Посчитав, что данный договор следовало заключать на торгах, уполномоченный орган принял решение о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Правомерно ли в соответствии с действующим законодательством решение антимонопольного органа?

 

Ответ: В соответствии с действующим законодательством и судебной практикой принятое антимонопольным органом решение является неправомерным, поскольку договор аренды земельного участка для размещения рекламной конструкции заключен в силу положений п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, следовательно, МО выполнило все условия заключения данного договора без проведения торгов: в установленный срок поступила заявка.

 

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) устанавливает требования к распространению наружной рекламы и установке рекламных конструкций.

В силу положений ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона N 38-ФЗ и гражданского законодательства.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 5.7 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, в случае если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся. При соблюдении требований, установленных ч. 5.2 - 5.5 рассматриваемой статьи, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.

На основании пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ далее осуществляется подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2012 N А27-21443/2011 суд установил, что действия МО соответствуют законодательству РФ, так как соблюден предусмотренный п. 4 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка под размещение рекламы.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации вынесенное уполномоченным органом решение нарушает права и законные интересы МО.

 

К.А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.02.2013