ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТЫЕ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ДЛЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2004 г. N ФДА-28/366-ис

 

О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИЗЪЯТЫЕ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ

В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

В связи с поступающими обращениями органов управления дорожным хозяйством о порядке регистрации прав на земельные участки, изъятые и предоставленные в установленном порядке для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, Управление имущества и правового обеспечения считает необходимым сообщить следующее.

1. Требованиями Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" (далее - Правила выдачи разрешений на строительство), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года N 221, определено, что:

право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации);

права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации);

государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ);

для получения разрешения (специального разрешения) на строительство объектов недвижимости федерального значения представляется, в том числе, документ, удостоверяющий право инвестора, заказчика (застройщика) на земельный участок (подпункт б) пункта 22 Правил выдачи разрешений на строительство).

Следовательно, производство строительно-монтажных работ при строительстве и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, а также других объектов недвижимости дорожного хозяйства федеральной формы собственности не допускается при отсутствии установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации разрешений на строительство указанных объектов недвижимости.

Органы управления дорожным хозяйством - заказчики работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них при реализации программ дорожных работ обязаны в приоритетном порядке обеспечить:

выполнение землеустроительных работ, связанных с формированием земельных участков полосы отвода (территории строительства) для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права органов управления дорожным хозяйством на предоставленные земельные участки;

оплату собственникам изымаемых земельных участков выкупной цены за изымаемое имущество и занимаемые им земельные участки;

возмещение причиненных собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам убытков, связанных с изъятием их земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них;

возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них;

оплату государственной регистрации права на земельные участки, изъятые и предоставленные в установленном порядке для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

Финансирование расходов, связанных с выполнением указанных мероприятий при реализации программ дорожных работ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией на подготовку территории строительства.

2. Анализ правоприменительной практики показывает, что в ряде случаев учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество отказывают в регистрации соответствующих прав на занимаемый земельный участок, ссылаясь на положения статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ.

Указанная ссылка является неправомерной по причине того, что статья 25 регламентирует процедуру государственной регистрации права на вновь создаваемый строительством (реконструкцией) объект недвижимого имущества - участок автомобильной дороги (включая занимаемые им земельные участки), которая осуществляется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В рассматриваемом случае речь идет не о едином и неделимом имущественном комплексе - автомобильной дороге, а о земельном участке, предоставленном в установленном порядке для ее размещения. Следовательно, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации процедурно должны быть осуществлены следующие действия:

формирование земельных участков полосы отвода (территории строительства), предоставленных для строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования, постановка земельных участков на государственный кадастровый учет;

государственная регистрация права органа управления дорожным хозяйством на предоставленные земельные участки;

получение разрешения на строительство объекта недвижимости;

производство соответствующих строительно-монтажных работ;

оформление приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) участка автомобильной дороги общего пользования и сооружений на нем;

регистрация соответствующих прав органа управления дорожным хозяйством на созданный объект недвижимого имущества.

 

Начальник

Управления имущества

и правового обеспечения

А.С.ПОМИГАЛОВ