ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 февраля 2010 г. N ВАС-16486/09
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2010 г. N ВАС-16486/09
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Дедова Д.И., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 13.11.2009 N 01-03/4190 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2009 по тому же делу,
установила:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (640021, г. Курган, ул. Володарского, д. 65; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения (в части пунктов 2-4) Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - антимонопольный орган) от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о признании в действиях департамента нарушений требований части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и выдаче департаменту обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 02 от 12.02.2009 по лоту N 3; отмене протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе N 02 от 13.02.2009 по лоту N 3 и обязании провести процедуру рассмотрения по лоту N 3 и оценки и сопоставления заявок по лоту N 3 в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - общество), индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Невзоров А.Ф. (далее - предприниматель Невзоров А.Ф.), индивидуальный предприниматель Надирашвили С.Т. (далее - предприниматель Надирашвили С.Т.), государственное унитарное предприятие "Просветский лесхоз" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.09.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, департамент просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Рассмотрев заявление и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственным заказчиком (департаментом) проведен открытый конкурс по четырем лотам на право заключения договора (государственного контракта) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории лесного фонда Курганской области на первое полугодие 2009 года.
Согласно таблице результатов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по лоту N 3 поступило 4 заявки: от предпринимателя Невзорова А.Ф., предприятия, предпринимателя Надирашвили С.Т. и общества.
Конкурсной комиссией 13.02.2009 проведена процедура оценки и сопоставления всех поданных заявок на участие в открытом конкурсе, победителем конкурса по лоту N 3 признан предприниматель Невзоров А.Ф.
На основании жалобы предпринимателя Надирашвили С.Т. антимонопольным органом проведена проверка соблюдения департаментом законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено нарушение части 1 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ, выразившееся в необоснованном допуске к участию в конкурсе заявки предпринимателя Невзорова А.Ф.
По результатам проверки антимонопольный орган вынес решение от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о нарушении заказчиком (департаментом) законодательства о размещении заказов и выдал предписание от 24.02.2009 N 05-02/15-09 об устранении выявленного нарушения.
Отказывая в удовлетворении требования департамента о признании решения антимонопольного органа (в части пунктов 2 - 4 решения) недействительным, суды исходили из того, что, согласно статье 12 Федерального закона N 94-ФЗ, при рассмотрении заявки на участие в конкурсе не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе участник, не представивший всех необходимых документов, определенных частью 3 статьи 25 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса), подпункту "в" пункта 3 конкурсной документации на выполнение работ для департамента "Требования к содержанию и форме заявки, инструкция по ее заполнению", утвержденной приказом от 12.01.2009 N 9, заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. В связи с тем, что предпринимателем Невзоровым А.Ф. не был представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а именно свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, судами сделан вывод о неправомерности допуска государственным заказчиком данной заявки к участию в конкурсе по лоту N 3.
Однако судами не учтено следующее.
В силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также - фермерское хозяйство), осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
Согласно статьям 1, 4, 8 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Следовательно, подтвердить полномочия лица, имеющего право действовать от имени фермерского хозяйства, как в случае с юридическими лицами - различными выписками из решений общих собраний и приказами о назначении на должность - невозможно.
Таким образом, подтвердить правовой статус предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Невзорова А.Ф. возможно выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и паспортом гражданина. Однако Федеральный закон N 94-ФЗ не содержит конкретного перечня документов, способных подтвердить полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в том числе нет никаких указаний на предоставление в качестве такого документа копии свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Закон не содержит требования предоставлять копию свидетельства о государственной регистрации хозяйствующего субъекта. Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Предпринимателем Невзоровым А.Ф. были приложены выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.10.2008 N 507 и копия его паспорта.
Обязанность, установленная подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ о представлении вместе с заявкой на участие в конкурсе документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, не распространяется на индивидуальных предпринимателей, если индивидуальный предприниматель действует от собственного имени.
Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что является основанием для их отмены в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А34-1010/2009 Арбитражного суда Курганской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2009 по указанному делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до ____ марта 2010 года.
Председательствующий судья
И.В.ПАНОВА
Судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
С.В.САРБАШ