ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 16 августа 2011 г. N Д23-3441

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 августа 2011 г. N Д23-3441

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу предоставления земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке и в пределах компетенции сообщает.

На вопросы, содержащиеся в обращении, сообщаем следующее.

1. Градостроительное зонирование осуществляется в соответствии с гл. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

Вместе с тем следует отметить, что Закон N 66-ФЗ в указанной статье регулирует отношения по предоставлению земельных участков некоммерческим объединениям граждан. Ближайшей аналогией названной зоны являются территориальные зоны, допускающие ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 66-ФЗ).

Земельным законодательством необходимость подготовки схем зонирования территорий при предоставлении земельных участков в целях, не связанных со строительством, в том числе в целях ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке, не предусмотрена.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, проект застройки территории в целях предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в индивидуальном порядке не требуется.

2. В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В случае отсутствия у заявителя документов на земельный участок такой земельный участок может быть приобретен по решению суда в собственность гражданина на основании приобретательной давности.

В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. Документом, подтверждающим факт приобретательной давности, является судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

3. Предоставление земельного участка гражданам для целей, не связанных со строительством (в том числе огородничества), осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление гражданам земельных участков в названном порядке возможно при отсутствии иных лиц, желающих приобрести данный земельный участок.

Для ведения садоводства или дачного хозяйства как видов деятельности, допускающих возведение объектов капитального строительства в индивидуальном порядке, предоставление земельных участков, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

16.08.2011