ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 14 сентября 2009 г. N Д23-2977

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 сентября 2009 г. N Д23-2977

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов и в пределах своей компетенции сообщает.

1. По вопросу о приобретении статуса городских лесов после включения земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов и осуществлении жилищного строительства на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

При этом внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)). Согласно ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса в состав зон рекреационного назначения могут включаться в том числе зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 Земельного кодекса).

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие рекреационное значение (п. 10 ст. 85 Земельного кодекса). В соответствии с п. 2 ст. 98 Земельного кодекса в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Земельным кодексом установлен запрет на осуществление деятельности на землях рекреационного назначения, которая не соответствует целевому назначению данных земель (п. 5 ст. 98 Земельного кодекса).

Правовой режим земель (градостроительный регламент) определяется исходя из их принадлежности к определенной территориальной зоне. Изменение зонирования территорий осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом.

Следует отметить, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определены состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях рекреационного использования, в том числе и земель лесного фонда. В этом случае разрешенное использование земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. По вопросу о включении земельных участков лесного фонда из нелесных земель в границы населенных пунктов и осуществлении жилищного строительства на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). При включении земельных участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов их разрешенное использование определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки.

При установлении разрешенного использования земельных участков должно учитываться фактическое их использование в границах территориальной зоны (ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса). Частью 1 ст. 35 Градостроительного кодекса установлен перечень территориальных зон, которые могут определяться в карте градостроительного зонирования. На расположенные в пределах границ данных территориальных зон земельные участки распространяет действие градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса).

Строительство на включенных в земли населенных пунктов нелесных земельных участках осуществляется, если разрешенное использование земельных участков допускает его проведение.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

14.09.2009