ПИСЬМО от 14 апреля 2009 г. N Д23-1044
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2009 г. N Д23-1044
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении в собственность садового земельного участка и сообщает.
Исходя из обращения не следует однозначно, был ли предоставлен испрашиваемый земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или земельный участок был предоставлен садоводческому некоммерческому объединению и используется членом данного объединения.
В случае если земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования непосредственно, физлицо, в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Принятия решений о предоставлении в собственность такого земельного участка в этом случае не требуется.
В соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации для регистрации права собственности на такой земельный участок необходимо представить правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок (акт о предоставлении гражданину земельного участка, акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок и т.д.) и кадастровый паспорт земельного участка.
Истребования дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок не допускается.
При этом государственная регистрация права собственности гражданина должна быть осуществлена даже в случае, если:
сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).
В случае если земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования садоводческому некоммерческому объединению и используется членом данного объединения, то в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", последний имеет право бесплатно приобрести в собственность такой земельный участок, предоставленный в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо любым другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Принимая во внимание, что в соответствии с представленной в обращении информацией и с учетом положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственная собственность на земельный участок является неразграниченной, предоставление земельного участка в собственность осуществляется органом местного самоуправления.
Для принятия такого решения необходимо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и приложением следующих документов:
подготовленного описания местоположения земельного участка;
заключения правления садового некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.
Орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (п. 6 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исключительно установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены следующие основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность:
- земельный участок изъят из оборота;
- федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельного участка (приватизация запрещена, например, в случаях, установленных п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 и п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации);
- земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность по иным основаниям (например, на основании отсутствия сведений о категории земель) не допускается.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
14.04.2009