О введении налога на недвижимое имущество
Вопрос: О введении налога на недвижимое имущество, а также об определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2013 г. N 03-05-05-02/6397
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. По вопросу введения налога на недвижимое имущество.
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, Минфином России направлен в Правительство Российской Федерации согласованный с Минэкономразвития России проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект поправок), предусматривающий включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество.
Проектом поправок предлагается на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.
При этом не признается объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество общее имущество многоквартирного дома, в том числе земельный участок, занимаемый многоквартирным домом.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Проектом поправок предусматривается, что при определении налоговой базы в отношении жилого помещения, в том числе жилого здания (строения), расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, применяется налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.
Данный налоговый вычет применяется ко всем жилым помещениям, в том числе жилым зданиям (строениям), расположенным на земельных участках в садоводческих или дачных некоммерческих объединениях, принадлежащих налогоплательщику.
Проектом поправок на федеральном уровне определены предельные налоговые ставки, устанавливаемые в зависимости от суммарной кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В отношении объектов налогообложения, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., предусмотрены повышенные налоговые ставки.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой "Налог на недвижимое имущество".
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Проектом поправок определен переходный период до 1 января 2018 г., предусматривающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.
2. По вопросу определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков.
По информации Росреестра к настоящему времени работы по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства выполнены на территории всех субъектов Российской Федерации.
По результатам выполнения указанных работ по всем субъектам Российской Федерации подготовлены отчеты об определении кадастровой стоимости, на которые получены положительные экспертные заключения саморегулируемых организаций оценщиков.
В настоящее время результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства утверждены на территории 78 из 83 субъектов Российской Федерации (за исключением Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Московской, Ленинградской и Волгоградской областей).
Относительно определения кадастровой стоимости земельных участков сообщаем, что информация о кадастровой стоимости земельных участков в Российской Федерации внесена в государственный кадастр недвижимости в 2005 г. На основании данной информации с 2006 г. по настоящее время исчисляется земельный налог.
Что касается возможности резкого изменения налоговой нагрузки на бюджеты хозяйствующих субъектов ввиду изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости и разработки механизмов, конкретизирующих периодичность переоценки объектов недвижимости, сообщаем.
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Следует отметить, что Федеральным законом N 135-ФЗ не предусмотрен нижний порог периодичности проведения государственной кадастровой оценки, что позволяет исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления проводить государственную кадастровую оценку чаще, чем один раз в пять лет, в том числе по мере изменения рыночной конъюнктуры.
Относительно оценки суммы затрат на проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости отмечаем, что указанная сумма определяется по итогам размещения заказа на проведение работ по определению кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По вопросу внесения поправки в Федеральный закон N 135-ФЗ, обязывающей Росреестр согласовывать результаты кадастровой оценки объектов недвижимости с органами местного самоуправления, сообщаем, что согласно указанным выше нормам Федерального закона N 135-ФЗ и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) с 1 января 2013 г. Росреестр не является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Что касается утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства Управлением Росреестра по области, отмечаем, что согласно ст. 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости утверждаются заказчиком работ, а в случае принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и реализации полномочий заказчика работ Росреестром согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ полномочия по утверждению результатов определения кадастровой стоимости реализует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится такая государственная кадастровая оценка.
Относительно организации в досудебном порядке рассмотрения спорных ситуаций о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в течение всего срока эксперимента сообщаем, что согласно ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следует отметить, что Минэкономразвития России разработан и письмом направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым предполагается в том числе исключение ограничения по сроку оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.03.2013