ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 20 мая 2011 г. N Д06-2590

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 мая 2011 г. N Д06-2590

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам применения положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и порядка ее работы, существования практики внесудебного применения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. В отношении применения положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)

Редакцией п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ внесено изменение в положение п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, в соответствии с которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 167-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление). Основанием для подачи заявления может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Вместе с тем п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

На основании изложенного на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ по договорам, заключенным до указанного срока, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков.

2. В отношении порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в границах населенного пункта

Ввиду отсутствия в обращении уточняющей информации (кадастрового номера) о земельном участке, в отношении которого увеличена кадастровая стоимость, предоставить разъяснения о порядке расчета кадастровой стоимости такого земельного участка, по мнению Департамента, не представляется возможным.

Вместе с тем согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Кроме того, в соответствии с п. 13 Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения результатов государственной кадастровой оценки осуществляет Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.

На основании изложенного в целях получения разъяснений о порядке расчета кадастровой стоимости принадлежащего Вам земельного участка, по мнению Департамента, целесообразно обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

Дополнительно отмечаем, что использование Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), предполагает в ряде случаев построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости земельных участков) в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.1 Методических указаний).

При этом в соответствии с п. 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается.

3. В отношении создания комиссии и порядка ее работы

Во исполнение положений Федерального закона N 135-ФЗ Минэкономразвития России Приказом от 22.02.2011 N 69 (далее - Приказ N 69) утверждены Типовые требования к порядку создания и работы комиссии (далее - Типовые требования), которые вступят в силу после государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На текущий момент указанный Приказ Минэкономразвития России проходит процедуру государственной регистрации.

Пунктом 7 Типовых требований установлено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, не позднее даты первого после вступления в силу Приказа N 69 внесения результатов определения кадастровой стоимости на территории субъекта Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости издает приказ о создании комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 11 Типовых требований заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений, но не позднее срока рассмотрения заявления, установленного ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, который составляет один месяц с даты его поступления.

Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ также предусмотрено, что в случае, если заявление было подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения этого заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете об оценке объекта недвижимости его рыночной стоимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости такого объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

4. В отношении практики внесудебного применения положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса

Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок внесудебного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости только путем подачи заявления в комиссию с приложением отчета об оценке рыночной стоимости соответствующего земельного участка.

Следует отметить, что комиссии могут быть созданы только после вступления в силу Приказа N 69.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

20.05.2011