ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СР

 

РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2007 г. N 309

 

О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

И ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ НА 2007-2010 ГОДЫ"

 

Рассмотрев проект городской целевой программы "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 годы", в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" и руководствуясь статьями 21 и 39 Устава города, городская Дума решила:

1. Принять городскую целевую программу "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 годы" (приложение).

2. Администрации города обеспечить финансирование Программы в пределах средств, утверждаемых соответствующими разделами бюджета города.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике (И.В. Молотов).

 

Мэр города Ростова-на-Дону

М.А.ЧЕРНЫШЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

к решению

городской Думы

от 16.10.2007 N 309

 

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И

ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ НА 2007-2010 ГОДЫ"

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование

Программы Городская целевая программа "Улучшение жилищных условий граждан

с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных

кредитов на 2007-2010 годы"

Заказчик

Программы Администрация города Ростова-на-Дону

Цель Программы Оказание помощи в решении жилищной проблемы одиноким гражданам

и семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в

улучшении жилищных условий

Управляющий

Программой МУ "Департамент координации строительства и перспективного

развития"

Соисполнители

Программы Администрации районов города Ростова-на-Дону, МКП "Объединенная

дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону", ОАО

"Ипотечно-инвестиционное агентство города Ростова-на-Дону"

Задачи Программы Предоставление одиноким гражданам и семьям субсидий на

приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального

взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на

приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Создание условий для привлечения участниками Программы

собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и

других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты

и займы для приобретения жилья

Важнейшие

целевые

индикаторы и

показатели Количество одиноких граждан и семей, улучшивших жилищные

условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных

кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств

городского бюджета.

Доля одиноких граждан и семей, улучшивших жилищные условия

(в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и

займов) при оказании содействия за счет средств городского

бюджета, в общем количестве одиноких граждан и семей,

нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем

количестве выданных свидетельств на приобретение жилья

Сроки реализации

Программы 2007-2010 годы

Источники и

объемы

финансирования

Программы Общий объем финансирования Программы: 2102,9 млн. руб., в том

числе:

- средства городского бюджета в размере - 315,4 млн. руб.;

- собственные и заемные средства одиноких граждан и семей -

1787,5 млн. руб.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить

жильем 780 одиноких граждан и семей, а также обеспечит:

- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем

одиноких граждан и семей, состоящих на квартирном учете;

- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых

средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные

жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан;

- укрепление семейных отношений и снижение социальной

напряженности в обществе

Контроль за

реализацией

Программы Контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией

города Ростова-на-Дону

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Городская целевая программа "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", решением Коллегии Администрации города Ростова-на-Дону от 27 декабря 2005 года N 37 "Об основных направлениях комплексной целевой городской программы "Жилище" на период до 2010 года".

Программа направлена на реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и за счет собственных средств бюджета города Ростова-на-Дону дополняет законодательно закрепленные механизмы государственной поддержки одиноких граждан и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

За весь период реализации Программы около 780 семей ростовчан смогут улучшить свои жилищные условия.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

 

Ранее действующим жилищным законодательством был предусмотрен дифференцированный подход к обеспечению жильем граждан в зависимости от наличия определенных льгот. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были разделены на группы, которые имели право на:

- внеочередное предоставление жилья;

- первоочередное предоставление жилья;

- предоставление жилья по общей очереди.

В связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ изменились некоторые принципы формирования очередности и порядка признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так, в настоящее время для постановки на очередь для получения жилья семья должна подтвердить не только обеспеченность жильем менее учетной нормы, но и то, что она относится к категории малоимущих.

Кроме того, отменена льготная очередность для отдельных категорий граждан и формируется единая общая очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исключение составляют следующие категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди:

- граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонта или не подлежащие реконструкции;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

В настоящее время в городе Ростове-на-Дону обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется в соответствии с отдельными программами, по которым предусмотрено и осуществляется выделение бюджетных средств.

Кроме того, обеспечение жильем граждан некоторых категорий, которые в настоящее время переведены в общую очередь, регламентировано отдельными законодательными актами и осуществляется за счет целевых средств бюджетов различных уровней.

По состоянию на 2006 год в городе Ростове-на-Дону в общей очереди на получение жилья состояла 18991 семья, в том числе 7556 семей льготных категорий.

За период 2004-2006 годы улучшены жилищные условия 2316 семьям, в том числе 542 семьям, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий.

При существующих темпах улучшения жилищных условий граждан, состоящих на квартирном учете в районных администрациях города Ростова-на-Дону, для обеспечения семей, уже принятых на учет, потребуются длительное время и значительные затраты бюджетных средств (около 30 млрд. рублей при существующем уровне цен).

Вместе с тем развитие системы ипотечного кредитования предоставило возможность ростовчанам, в том числе состоящим на квартучете, уже сегодня улучшить свои жилищные условия.

Анкетирование, проведенное в 2006 году среди граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года без признания их малоимущими, показало, что около 300 семей готовы и планируют улучшить свои жилищные условия с использованием банковского ипотечного кредита и государственной поддержки за счет бюджетных средств (жилищные субсидии и субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту).

 

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

 

Целью Программы является нормативно-правовое закрепление принципов, сроков реализации, объемов, системы программных мероприятий и субъектов поддержки, оказываемой за счет бюджетных средств муниципального образования города Ростова-на-Дону одиноким гражданам и семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Участником Программы может быть:

- одинокий гражданин, поставленный на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в районной администрации города Ростова-на-Дону до 1 марта 2005 года;

- семья, поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в районной администрации города Ростова-на-Дону до 1 марта 2005 года.

Участник Программы должен иметь денежные средства либо доходы, достаточные для получения кредита (займа), в размере, необходимом для оплаты части стоимости приобретаемого жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Основными принципами реализации данной Программы являются:

- добровольность участия в Программе;

- нуждаемость участников Программы в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;

- возможность для участников Программы реализовать свое право на получение поддержки за счет бюджетных средств при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз;

- расчет размера субсидии на основе норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Ростову-на-Дону;

- привлечение собственных средств участников Программы, средств ипотечных жилищных кредитов, а также безвозмездных или заемных средств предприятий и организаций для приобретения жилья.

 

4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Период реализации Программы составляет четыре года с 2007 года по 2010 год включительно.

 

5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

5.1. Предоставление участникам Программы бюджетных субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого жилья

 

Предоставление бюджетных субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого жилья направлено на выравнивание дисбаланса между размером необходимых для приобретения жилья средств и размером суммы собственных средств и/или жилищного кредита, который может быть предоставлен гражданину кредитной организацией исходя из уровня его платежеспособности.

Субсидия предоставляется участникам Программы на приобретение у физических и/или юридических лиц (одного или нескольких) жилого помещения, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного займа или кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям города Ростова-на-Дону.

Жилое помещение может быть приобретено:

- на первичном рынке жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (договора возмездной уступки прав требования жилого помещения);

- на вторичном рынке жилья по договору купли-продажи жилого помещения.

Кроме того, субсидия может быть предоставлена участникам Программы для оплаты части стоимости выкупаемого муниципального жилого помещения, занимаемого ранее по договорам коммерческого найма (порядок и условия предоставления жилых помещений по договорам коммерческого найма устанавливаются соответствующими правовыми актами Мэра города Ростова-на-Дону).

Условием получения субсидии является наличие у участника Программы дополнительных средств - собственных средств и/или средств жилищного займа или кредита, необходимых для оплаты оставшейся части стоимости приобретаемого жилья.

Субсидия в установленных случаях может быть получена также участниками Программы, которые являются членами жилищно-накопительных кооперативов, действующих на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах". Субсидия может быть использована участником Программы, который является членом жилищно-накопительного кооператива и для которого кооперативом приобретено жилое помещение, для целей осуществления последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность члена кооператива.

Расчет размера субсидии производится исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения на гражданина и членов его семьи, установленной для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Ростову-на-Дону.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:

- для одиноких граждан - 33 кв. м;

- для семьи численностью 2 человека - 42 кв. м;

- для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Бюджетная субсидия предоставляется участнику Программы при условии приобретения (строительства) жилья на территории города Ростова-на-Дону, общая площадь которого больше установленной учетной нормы площади жилого помещения на соответствующую семью, то есть более 10 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи. Приобретаемое жилое помещение должно оформляться в собственность участника Программы, а в случае, если участником Программы является семья, - в общую собственность.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии определяется по данным ГУ "Областной центр анализа ценообразования в строительстве" о цене 1 кв. м приведенной общей площади жилых домов в городе Ростове-на-Дону за последний отчетный период.

Стоимость жилого помещения для расчета размера бюджетной субсидии определяется по формуле

 

СЖ = (НП - ИП) х Ц,

 

где СЖ - стоимость жилого помещения для расчета размера бюджетной субсидии;

НП - общая площадь жилого помещения по норме предоставления;

ИП - общая площадь жилого(ых) помещения(й), принадлежащего(их) на праве собственности члену(ам) семьи участника Программы;

Ц - цена 1 кв. м приведенной общей площади жилых домов в городе Ростове-на-Дону по данным ГУ "Областной центр анализа ценообразования в строительстве" за последний отчетный период.

 

Субсидия предоставляется в размере 40% от стоимости жилого помещения для расчета размера бюджетной субсидии (СЖ) (приложение 1).

Планируется, что за период реализации Программы с помощью бюджетных субсидий улучшат свои жилищные условия 780 семей граждан, состоящих на квартирном учете (таблица 1).

 

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СУБСИДИЙ НА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Таблица 1

 

 

Годы Средний размер

бюджетной субсидии на

семью, тыс. руб. Количество

семей - получателей

субсидии Объем

финансирования,

млн. руб.

2007 300 100 30,0

2008 350 170 59,5

2009 410 230 94,3

2010 470 280 131,6

ИТОГО 780 315,4

 

Порядок и условия предоставления бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья устанавливаются соответствующими правовыми актами Мэра города Ростова-на-Дону.

 

5.2. Оказание консультационных услуг о получении ипотечных кредитов

 

Одним из операторов на ростовском ипотечном рынке, обеспечивающих увеличение доступности получения гражданами ипотечных кредитов, является ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство города Ростова-на-Дону", осуществляющее функции "одного окна".

Агентство оказывает гражданам помощь в сборе документов, необходимых для получения ипотечных кредитов, в прохождении андеррайтинга в банках, в оформлении ипотечных сделок.

Кроме того, Агентство с 2007 года планирует осуществлять строительство жилых домов. При этом квартиры в таких домах будут продаваться участникам Программы по ценам ниже рыночных (приложение 2).

 

6. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Основными источниками финансирования Программы являются:

- бюджетные средства;

- средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников Программы на цели приобретения (строительства) жилья;

- средства участников Программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.

Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 2102,9 млн. рублей (приложение 3), в том числе:

2007 - 187,5 млн. рублей;

2008 - 371,9 млн. рублей;

2009 - 589,4 млн. рублей;

2010 - 954,1 млн. рублей.

 

7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Непосредственное управление и реализация Программы осуществляются управляющим Программой - МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития".

Управляющий Программой реализует ее с привлечением других организаций, отвечает за методическое обеспечение и разработку проектов нормативных документов, необходимых для реализации Программы, совершает иные действия в пределах своей компетенции.

Управляющий Программой организует прием и консультирование граждан в соответствии со списками состоящих на квартучете, представленными районными администрациями города, а также формирование списков и учет участников Программы.

 

8. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

Эффективность реализации Программы и использования выделенных бюджетных средств будет обеспечена за счет:

- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

- прозрачности использования бюджетных средств;

- единого порядка расчета размера и предоставления субсидии;

- адресного предоставления бюджетных средств;

- привлечения участниками Программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья.

Оценка объема и эффективности реализации мер по обеспечению жильем участников Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:

- количество семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов);

- доля семей, обеспеченных жильем, в общем количестве семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем около 780 семей, в том числе: 2007 - 100, 2008 - 170, 2009 - 230, 2010 - 280, а также обеспечит:

- финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств;

- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан;

- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;

- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

 

 

 

 

 

Приложение 1

к городской целевой программе

"Улучшение жилищных условий граждан

с использованием средств муниципальной

поддержки и ипотечных кредитов

на 2007-2010 годы"

 

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММЫ ЖИЛЬЯ

В 2007 ГОДУ

 

 

 

Состав

семьи,

чел. Норма

предоставления

площади жилья Предоставление

субсидий на

оплату части

стоимости жилья

(40% от нормы),

тыс. руб. Ориенти-

ровочная

стоимость

квартиры,

тыс. руб. Размер собственных

средств и/или

кредита

площадь,

кв. м стоимость

тыс. руб.

тыс. руб. % от

стоимости

квартиры

1 33 575,03 230,01 1300 1069,99 82,3%

2 42 731,85 292,74 1600 1307,26 81,7%

3 54 940,95 376,38 2000 1623,62 81,2%

4 72 1254,60 501,84 2400 1898,16 79,1%

 

--------------------------------

- из расчета стоимости 1 кв. м общей площади жилья 17425 рублей, по данным ГУ "Областной центр анализа ценообразования в строительстве" о цене 1 кв. м приведенной общей площади жилых домов в городе Ростове-на-Дону за II квартал 2007 года.

 

 

 

 

 

Приложение 2

к городской целевой программе

"Улучшение жилищных условий граждан

с использованием средств муниципальной

поддержки и ипотечных кредитов

на 2007-2010 годы"