Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2014-2016 годы»
В 2013 году планирование ресурсного обеспечения реализации федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (далее – расходы инвестиционного характера) в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы осуществлялось в качественно новых условиях - действия «бюджетного правила» и государственных программ Российской Федерации.
Сформированные в 2013 году Министерством совместно с федеральными органами государственной власти расходы инвестиционного характера на 2014 – 2016 годы были направлены на решение ключевых задач и достижение конкретных результатов социально-экономического развития страны с учетом приоритетов, установленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
При формировании расходов инвестиционного характера на 2014 – 2016 годы Министерство руководствовалось приоритетами реализации федеральных целевых программ и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, одобренными Правительством Российской Федерации, необходимостью повышения эффективности расходов и перехода экономики России на инновационный путь развития, а также поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 февраля 2013 г. № Пр-257 и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 19 февраля 2013 г. № ИШ-П13-1008 (пункт 1) о проведении экспертизы эффективности расходов федерального бюджета с представлением предложений по их оптимизации с участием независимых экспертов.
Особое внимание уделено ресурсному обеспечению ключевых проблем развития страны, таких как: развитие науки и высокотехнологичных отраслей, развитие транспортной инфраструктуры, строительство объектов обороны и безопасности, создание крупных социально значимых объектов, обеспечение жильем военнослужащих.
В рамках подготовки предложений по бюджетным проектировкам в части расходов инвестиционного характера было проведено 139 совещаний рабочих групп и заседание межведомственной Комиссии, образованных в Министерстве для рассмотрения предложений главных распорядителей средств федерального бюджета (далее – ГРБС). Подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации материалы к совещаниям у Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации по вопросу определения бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера на 2014-2016 годы.
Согласованы предложения главных распорядителей средств федерального бюджета по распределению доведенных Минфином России бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера на 2014-2016 годы в количестве более 2000 форм по 94 ГРБС. Подготовлен и направлен в Рабочую группу (подкомиссию) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период перечень несогласованных вопросов по 65 ГРБС.
Подготовлены предложения Правительства Российской Федерации к рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы – 47 поправок по 22 ГРБС.
В отчетном году успешно реализовывалась федеральная адресная инвестиционная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее – ФАИП).
При формировании ФАИП основными принципами определения направлений расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде в первоочередном порядке являлись:
- обеспечение выполнения принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений;
- обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств (финансирование в первую очередь переходящих объектов);
- концентрация инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством;
- ориентация бюджетных инвестиций на конечный результат использования бюджетных средств - ввод в действие мощностей и объектов.
Осуществлялось строительство 3 086 объектов и мероприятий (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ). Из подлежащих к вводу в 2013 году 897 объектов в установленные сроки были завершены строительством 586 объектов или 65,3% от общего количества подлежащих к вводу объектов.
Из числа введенных объектов:
ФМБА России введен в эксплуатацию объект «Строительство отделения радионуклидной терапии в ФГБУЗ СКЦ ФМБА России с размещением технологического оборудования, г. Красноярск».
Минкультуры России в отчетном периоде введены в эксплуатацию 5 объектов, из них строительство областной филармонии на 750 посадочных мест, г. Пенза, строительство киноконцертного зала, г. Пенза, проведена комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий бывшей городской усадьбы XVIII - XIX веков под вторую очередь Музея личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Завершены все работы по строительству центра управления полетами Росавиации («Воздушный транспорт»). Проведены приемо-сдаточные (приемочные) испытания комплексов автоматизированной системы организации воздушного движения в Московском укрупненном центре единой системы организации воздушного движения.
В рамках направления «Наука» Российской академией наук завершены реконструкция здания с пристройкой Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН и реконструкция здания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН в г. Элисте, Республика Калмыкия.
Одной из приоритетных задач, на решение которой были направлены усилия в 2013 году, стали мероприятия по подготовке к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи. В рамках данного направления финансировалось 10 объектов. Все объекты были введены в эксплуатацию.
Продолжалось решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по обеспечению постоянным жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом проведения организационно-штатных мероприятий по переходу к перспективному облику Вооруженных Сил.
Во исполнение пункта 2 статьи 264.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации подготовлена и представлена в Правительство Российской Федерации информация об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с ФАИП с разбивкой по объектам капитального строительства за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2013 года для последующего направления в установленном порядке в Государственную Думу Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.
В отчетном периоде осуществлялось ведение информационного ресурса ФАИП (по состоянию на конец 2013 года включено более 2666 объектов).
В 2013 году Минэкономразвития России проводилась работа, направленная на совершенствование нормативного правового обеспечения инвестиционной деятельности в части формирования инвестиционных расходов и ФАИП, а также на повышение эффективности использования государственных инвестиций, совершенствования процедур бюджетного планирования.
В частности, приняты изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предоставления средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений и целый ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Формирование расходов инвестиционного характера на 2015-2017 годы будет осуществляться с учетом изменений нормативной правовой базы, направленных на переход к программно-целевому принципу бюджетного планирования, и обеспечения концентрации ресурсов на решении приоритетных задач развития экономики государства с учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 18 февраля 2014 г. №ДМ-П13-1198р об организации работы по формированию расходов инвестиционного характера.
Реализация приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в части расходов инвестиционного характера будет осуществляться в рамках бюджетных ограничений.
С учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о проведении экспертизы эффективности расходов федерального бюджета и представлении предложений по их оптимизации будут подготовлены предложения по эффективному использованию средств федерального бюджета в части расходов инвестиционного характера.
В 2014 году будет обеспечена эффективная реализация Федеральной адресной инвестиционной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, направленной на решение ряда ключевых задач государственного инвестирования.
Будут подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации (ежеквартально) отчетные данные о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Будет подготовлена (ежеквартально) информация об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с ФАИП с разбивкой по объектам капитального строительства.
Продолжится работа по ведению информационного ресурса ФАИП.
Федеральные целевые программы (далее – ФЦП) и ведомственные целевые программы (далее – ВЦП) являются составными инструментами системы государственного стратегического управления, позволяющими комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах», Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также Концепцией долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Совершенствование процедур подготовки, реализации и оценки эффективности ФЦП является одним из важных направлений повышения качества применения программно-целевых методов.
В отчетном году Министерством:
- сформирован перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов, и подготовлены материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по данному вопросу;
- обеспечивалась работа по утверждению новых и корректировке действующих ФЦП и ВЦП (внесено в Правительство Российской Федерации около 80 проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подготовлено более 450 заключений на проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по ФЦП и 6 заключений на проекты ВЦП);
- подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации ежеквартальные и годовой доклады о ходе реализации ФЦП к заседаниям Правительства Российской Федерации;
- подготовлены изменения в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 28, устанавливающие основания для использования в рамках федеральных целевых программ механизма предоставления субсидий федеральным государственным бюджетным и федеральным государственным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации либо приобретению объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
- внесены изменения в Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
Указанные изменения предусматривают исключение механизма аналитических ведомственных целевых программ с учетом перехода к использованию государственных программ Российской Федерации, предусмотрена возможность утверждения ВЦП на срок более трех лет. Также Положение дополнено нормами, предусматривающими проведение экспертизы ВЦП в части, касающейся комплексного территориального развития Минрегионом России.
Внедрение заложенных в указанных документах положений позволит повысить эффективность расходов, направляемых на реализацию ФЦП, а также усилить контроль за ходом их реализации, расширить практику применения механизмов ВЦП.
В планируемом периоде будет обеспечено формирование перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде; продолжится работа по утверждению новых и корректировке действующих ФЦП и ВЦП; будут подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации ежеквартальные и годовой доклады о ходе реализации федеральных целевых программ.
Планируется продолжить работу по совершенствованию методологии применения программно-целевых механизмов в виде федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.