ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 23 августа 2019 г. N ОГ-Д23-7812 "Об определении вида разрешенного использования земельного участка, образуемого путем перераспределения, в целях кадастрового учета."

ПИСЬМО от 23 августа 2019 г. N ОГ-Д23-7812 "Об определении вида разрешенного использования земельного участка, образуемого путем перераспределения, в целях кадастрового учета."
 
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение, касающееся образования земельного участка, и в части установленной компетенции сообщает.
Как доложило Управление:
в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с видом разрешенного использования - "эксплуатации нежилых помещений в жилом доме под офис", в границах которого расположен многоквартирный дом с кадастровым номером. Сведения были внесены в государственный земельный кадастр в 2007 г. на основании данных, переданных Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) в составе информационного ресурса;
как следует из договора аренды, датированного 1997 г., земельный участок был сформирован в целях предоставления в аренду;
в июне 2019 г. в Управление поступили заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка, по результатам рассмотрения которых осуществление учетных действий было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку вид разрешенного использования образуемого земельного участка - "эксплуатации нежилых помещений в жилом доме под офис" (как и исходного земельного участка) не соответствует тем целям, для которых осуществляется государственный кадастровый учет такого земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Приказ) утверждены Требования к подготовке межевого плана, пунктом 51 которого предусмотрено, что вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе 3 строки 4 реквизита 4 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании перечисленных в данном пункте документов, в частности градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории не является исключением из требования, предусмотренного пунктом 51 Приказа, поскольку иное не установлено законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
При этом законодательство Российской Федерации применительно к случаю, указанному в обращении, не содержит исключений из общего правила, требующих определения вида разрешенного использования образованных в результате перераспределения земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом.
Отмечаем, что единственным случаем, предусмотренным действующим законодательством, при котором вид разрешенного использования образуемого земельного участка определяется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, является образование земельного участка в целях размещения линейного объекта на землях лесного фонда.
Следует отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, вид разрешенного использования образуемого земельного участка, указанный в межевом плане, должен соответствовать виду разрешенного использования земельного участка, из которого при перераспределении с землями, находящимися в государственной собственности, образуется земельный участок, в том числе в случаях, если данный вид разрешенного использования не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, указанному в проекте межевания территории, что подтверждается судебной практикой (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 50-КГ18-20).